В российском правительстве снова начались активные подковёрные игры
Власть имущих
Казалось бы, кульминацией передела сфер влияния в обновлённом кабинете министров станет разделение полномочий в кабинете министров и переназначение глав правительственных комиссий. Однако и после 28 ноября, когда Фрадков подписал распоряжение о распределении обязанностей между вице-премьерами, а в Белом доме подтвердили, кто и какие комиссии возглавит, борьба не закончилась. Глава совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев, получив в своё распоряжение четыре национальных проекта, а также кураторство государственной политики в сфере природопользования, средств массовых коммуникаций, взаимодействия с прокуратурой и судами и антимонопольной политики, впрягся в работу и на большее, похоже, пока не претендует.
Зато обделённым чувствует себя министр обороны Сергей Иванов: ему отказали дважды. Окрылённый назначением, он позволил себе 22 ноября публично заявить, что претендует на пост главы правительственной комиссии по ВПК: «У нас существует Военно-промышленная комиссия Правительства РФ, и не исключаю, что я её возглавлю». Попутно он уколол премьера: «Я буду курировать военно-промышленный комплекс, который в последнее время если и курировался, то крайне слабо».
Фрадков оптимизма министра не разделил: командную высоту в ВПК, которая позволяет координировать распределение госзаказов, премьер сохранил за собой. К тому же он отверг инициативу Министерства обороны по созданию федерального агентства по оборонной промышленности, которое подчинялось бы напрямую вице-премьеру Сергею Иванову. И добавил, что тому ещё нужно научиться координировать свою работу с премьером, возглавляющим Комиссию по военно-промышленным вопросам.
Между тем федеральное агентство по оборонной промышленности могло бы объединить все ключевые предприятия военной промышленности, которые, кстати, одновременно выпускают и военную продукцию на экспорт. То есть цена вопроса — $13 млрд., из которых $8 млрд. — государственный оборонный заказ и около $5 млрд. — экспорт. Разумеется, агентство находилось бы в подчинении у Минобороны, что дало бы Иванову очень большие полномочия.
«Борьба за агентство — это прежде всего борьба за финансовые потоки в оборонной области, на которые Фрадков и заместитель руководителя администрации Игорь Сечин сейчас имеют значительное влияние. Федеральное агентство имело бы возможность вмешиваться в вопросы назначения директоров унитарных предприятий оборонно-промышленного комплекса, а значит, направлять финансовые потоки в сторону Иванова», — говорит политолог Станислав Белковский.
Речь идёт не только о финансовых потоках, но и о перспективах на 2008 год. Конечно, Фрадкова никто и не рассматривал как возможного кандидата в президенты: как говорят, он и оборонку-то отстоял только благодаря Сечину. Но сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин полагает, что до 2007 года Фрадкову ничего не угрожает: «Сегодня не обязательно повторять операцию «Преемник-2000» буквально. Люди, имея такие значимые позиции, могут стартовать и не с позиций премьера. Важно, чтобы они были известны. Думаю, что Иванов и Медведев через пару месяцев точно будут известны каждому».
Вообще, сами ноябрьские назначения повлекли массу вариантов на тему преемника, разворачивающаяся борьба вносит коррективы. «Для того чтобы влиять на принятие решений в Кремле, уже недостаточно прямых контактов с президентом, нужны дополнительные действия, в том числе в публичном поле», — считает Станислав Белковский. Не стоит считать это возвратом к демократии. По мнению Иосифа Дискина, цель президента — проверить новых назначенцев на компетентность: «Президент объявил тендер на пост преемника и сделал это не кулуарно, а открыто: нужно делом доказать своё право на позицию преемника».
Дискин видит трёх возможных кандидатов: Медведева, Иванова и стартовавшего чуть раньше Козака, при этом уровень задач каждого — почти подвиг Геракла, поэтому назначения могут в равной степени как помочь набрать электоральный капитал, так и навредить: «Есть старая русская традиция, по которой, когда хотели от кого-то избавиться, бросали на сельское хозяйство». Военно-промышленный комплекс сейчас забуксовал: незадолго до назначений в правительстве начальник Генштаба заявил, что армия может не получить всего необходимого для перевооружения, которое начнётся осенью 2008 года. Иванову важно бороться не столько с Фрадковым, сколько за успешную очистку своих «авгиевых конюшен».
Пересечение полномочий Фрадкова и Иванова — вопрос тонкой доводки: если для решения поставленных задач Иванову будет не хватать полномочий в правительственной комиссии, всегда есть «арбитр», считает Дискин. Получается, что принцип горизонтали власти в правительстве ничуть не вредит вертикали власти президента. Чем больше противоречий в правительстве, чем сильнее конкуренция, тем чаще придётся прибегать к тонкой доводке: Путин следует старой мудрости — разделяй и властвуй.
Просмотров: 1916