В России ужесточаются правила въезда для иностранцев

Война виз

В Россию по визам ежегодно въезжают 2,6 млн. иностранных граждан. Ещё около 38 млн. посещают её в безвизовом порядке. На начавшейся весенней сессии нижней палаты парламента будет принята новая редакция двух законов — «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ». «Версия» решила разобраться, кого наше государство хочет видеть у себя в гостях, а кого — нет.

Курирует внесение поправок в законы председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. Личный юрист Анатолия Собчака и старинный друг Дмитрия Козака считается доверенным лицом нынешних хозяев Кремля. Разработанные под началом Плигина около 100 поправок, уже принятые в первом чтении, сильно ограничивают возможности въезда в нашу страну. В визе можно отказать, если иностранец совершил «недружественные действия», которые нанесли «урон международному престижу страны», или допустил «пренебрежительные высказывания о государственных символах, органах власти и исторически сложившихся в России духовных, культурных и общественных ценностях». Что понимать под этими «исторически сложившимися ценностями» или «недружественными действиями», в законопроекте не поясняется. Поправки запрещают также въезд в Россию лицам, «нанёсшим государству значительный материальный ущерб» и «представляющим опасность», в том числе из-за инфекционных заболеваний.

В Россию будут пускать лишь лояльных журналистов

Оппозиция тут же заговорила о восстановлении «железного занавеса». Дескать, пускать в Россию будут только официальные делегации и заведомо аполитичных или лояльных туристов. А среди лиц, способных на «пренебрежительные высказывания» и «урон международному престижу страны», наверняка окажутся журналисты. Российские СМИ уже взяты под контроль новым законом о режиме террористической опасности, блокирующим по желанию властей любую нежелательную информацию о каком-либо ЧП. Этот режим вводится на весьма туманных основаниях на срок до двух месяцев. Но журналисты-иностранцы не обязаны подчиняться инструкциям наших спецслужб. Согласно новым, плигинским поправкам препоны будут поставлены и для них.

Подобные «превентивные» меры уже принимались и раньше. В СССР лишали аккредитации и запрещали въезд всем журналистам, которые «неадекватно» освещали жизнь государства. После непродолжительной либерализации к этим нормам вернулись и в современной России. Так, в январе 2003 года в аэропорту Шереметьево был задержан и отправлен домой в Германию знаменитый журналист Гюнтер Вальрафф. Его туристическая въездная виза была аннулирована после того, как в интервью немецкому журналу он рассказал, что едет в Чечню для сбора информации в рамках журналистского расследования. Но если сейчас власть должна была находить повод для таких санкций, то впредь можно будет ограничиваться тезисом — «по закону». Сам Плигин тоже говорит об «ужесточении допуска отдельных категорий лиц на территорию РФ». Как и многие аналогичные новации по закручиванию гаек, эта обосновывалась трагедией в Беслане. А в придачу ещё и необходимостью поднятия престижа России в глазах иностранных граждан. Мол, если они почувствуют, как тяжело въехать в страну, то сразу проникнутся к ней уважением.

Для «хороших» иностранцев облегчат регистрацию

Но возможное воссоздание «железного занавеса» беспокоит не только российскую оппозицию, но и Запад. И ещё в минувшем году экс-посол США в РФ Александр Вершбоу высказал пожелание «доработать текст». Кремль прислушался к этому мнению и отделил «чистых» от «нечистых». Так что хотя ещё прошлой зимой Плигин подготовил ко второму чтению очередные 50 поправок, их принятие было отложено.

Зато минувшим летом Совет Федерации предложил упростить в одностороннем порядке визовый режим «для граждан иностранных государств, не представляющих миграционной и террористической опасности». Для них будет увеличен срок пребывания и отменена обязательная регистрация в каждом регионе России во время путешествия по её территории. По словам председателя Комитета верхней палаты по международным делам Михаила Маргелова, «пренебрежение политическими факторами сдерживает туризм, а страны, заинтересованные в его развитии, идут на упрощение визовых формальностей». В качестве примера он привёл Францию, Кипр, Японию, Германию и Италию, которые в последнее время облегчили получение российскими туристами въездных виз. Пока же на долю России приходится лишь около 1% мирового туристического потока.

Кроме того, Совет Федерации уже направил в Госдуму поправки к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ», детально прописывающие механизм административного выдворения и депортации иностранных граждан. По словам зампреда Комитета Совета Федерации по делам СНГ Андрея Ищука, «до настоящего времени они были прописаны недостаточно чётко, отчего на деле депортация осуществлялась крайне редко». Видимо, с принятием нового закона дело пойдёт гораздо веселее.

Россия отказала министру иностранных дел Эстонии, а та — псковскому профессору

Пока же Россия ограничивается точечными уколами, причём отыгрываясь в основном на своих ближайших соседях по бывшему СССР. Так, в ноябре прошлого года была аннулирована виза председателя Комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе, который должен был принять участие в Межпарламентской ассамблее СНГ в Санкт-Петербурге. Въезд для него был закрыт после того, как Таргамадзе обвинил российские миротворческие силы в причастности к торговле наркотиками. Вся грузинская делегация в знак протеста отказалась от поездки на ассамблею, а заместитель главы Комитета по юридическим вопросам грузинского парламента Гига Бокерия сообщил, что в кратчайшее время будет составлен список российских политиков, чьё пребывание на территории Грузии нежелательно. Тут же виза для Таргамадзе была выписана, и председатель Совета Федерации Сергей Миронов возложил вину на «безалаберность сотрудника посольства». В итоге до чёрного списка российских политиков дело так и не дошло. Единственная известная персона нон-грата на территории Грузии — зампред Госдумы Владимир Жириновский. Ещё в 2002 году против получения им въездной визы выступил тогдашний министр юстиции, а ныне президент Михаил Саакашвили.

Наносит регулярные уколы Кремль и в адрес Эстонии. Так, в июле 2005 года посольство РФ отказалось выдать визы для поездки в Печорский район Псковской области 12 депутатам эстонского парламента и советнику премьер-министра. Дело в том, что представители партий «Союз Отечества» и Res Publica — неоднократно высказывались за возврат Печорского края в собственность эстонского государства.

А в ноябре в Санкт-Петербург на «круглый стол» по вопросам сотрудничества ЕС и РФ не смог попасть министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт. Ему отказали в выдаче въездной визы, мотивируя запоздалым поступлением запроса. Зампред комитета по иностранным делам Европарламента, бывший министр иностранных дел Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес назвал поведение России нецивилизованным, вульгарным и мелочным.

Впрочем, МИД Эстонии не остался в долгу и отказался выдать въездные визы двум россиянам — авторам книги «Народ сету: между Россией и Эстонией» журналисту Юрию Алексееву и профессору Псковского государственного педагогического университета Андрею Манакову. Тем самым была сорвана её презентация в Тартуском университете.

Жириновский пообещал устроить рядом с Латвией свалку радиационных отходов

Идёт визовая война между Россией и Латвией. В январе 2005 года было отказано во въездной визе одному из соавторов учебника «История Латвии: XX век» — профессору Айвару Странге. В мае Латвия не дала въездные визы директору департамента по международным делам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александру Орлову и его сотруднику Дмитрию Ермолаеву. Вообще же список VIP-персон нон-грата в Латвии насчитывает 2500 человек. Среди них — депутат Госдумы РФ Иосиф Кобзон и два зампреда Госдумы. Лидер ЛДПР Жириновский в этом списке, по данным Управления по делам гражданства и эмиграции, ещё с 1993 года. В ответ тот пообещал устроить на границе с Латвией свалки радиоактивных отходов и поставить рядом вентиляторы, которые будут направлять ветер в направлении этой страны.

В марте 2005 года отказ во въездной визе получил глава партии «Родина» Дмитрий Рогозин, намеревавшийся принять участие во Вселатвийском съезде защитников русских школ. МИД Латвии посчитал этот визит «преждевременным в данных условиях, так как высказывания Рогозина не свидетельствуют о его желании развивать конструктивный диалог».

Иногда подобные скандалы случаются и во взаимоотношениях России и США. Так, в 2002 году МИД РФ отказался продлить визы 30 из 64 добровольцев Корпуса мира США, обвинив их в незаконной деятельности. А в 2003 году Россия не разрешила въезд члену миссии ОБСЕ в Таджикистане Меган Фитцджеральд, несмотря на наличие у неё дипломатического паспорта США и действительной российской визы.

Впрочем, и в американском чёрном списке находятся более 25 тыс. человек из бывшего СССР. Самый известный из них — певец и депутат Кобзон, заподозренный ФБР в незаконной коммерческой деятельности. Кроме США он «невъездной» в Изpаиль, Канаду, Австралию и в ряд европейских государств.

Визы стали инструментом даже большого спорта. Так, по словам вице-президента Федерации фехтования России Юрия Бычкова, в декабре 2004 года интриги президента Международной федерации фехтования Рене Рока были причиной отказа во въездных визах в Катар президенту Федерации фехтования Санкт-Петербурга Михаилу Рыднику и его коллеге. А между тем на совещании в Катаре решался вопрос о месте проведения чемпионата мира по этому виду спорта, на который претендовал и Питер.

Епископа и раввина не пустили в Домодедово

Но, пожалуй, наиболее ожесточённую визовую войну Россия ведёт в межконфессиональной сфере. Только за период с 1998 по 2002 год были лишены виз 16 проповедников из США. Причём вне зависимости от исповедуемой ими веры. Трое мормонов — Отон Ньюсон, Мэтью Крейн и Уинстон Поп — миссионерствовали во Пскове. Пять евангелистов — Рональд Кук, Вирджиния Кок, Джеффри, Джордан и Сьюзен Вуллман — работали в Костромской области, ещё двое — Уоррен Вагнер и Крейг Русин — в Удмуртии. Баптист Дэн Поллард миссионерствовал в Хабаровском крае, пятеро служителей Церкви Христа — Чарльз Ландреф, Дэвид Бинкли, Лэрри Литтл, Чарльз Фарп, Клейтон Уайден — работали в Волгограде, Магадане, Коми и Ростове-на-Дону.

Кроме того, были высланы немецкий лютеранин Эберхард Беренс из Волгоградской области, канадец Джеффри Райан («Армия спасения») из Ростова-на-Дону, южнокорейский евангелист Пол Ким из Калмыкии и шведский евангелист Лео Мартенссон из Краснодарского края.

В прошлом апреле прямо в аэропорту Домодедово была аннулирована виза епископа Евангелическо-лютеранской церкви европейской части России Зигфрида Шпрингера. Он был помещён в приёмник для депортируемых, а на следующий день отправлен самолётом обратно в Германию. Впрочем, после обращения Генерального синода Евангелическо-лютеранской церкви к Владимиру Путину российские власти всё-таки выдали Шпрингеру визу.

А в сентябре схожая история постигла и прибывшего из Израиля раввина Большой хоральной синагоги Пинхаса Гольдшмидта, отправленного из Домодедова тут же обратно в Израиль.

Лишались виз и католики: поляки Ярослав Вишневски (Сахалинская область), Эдуард Мацкевич (Ростов-на-Дону), Станислав Опеля, глава епископата в Восточной Сибири Ежи Мазур (Иркутская область), словак Станислав Крайняк (Ярославль), француз Бруно Мажолик (Ярославль), итальянец Стефано Каприо (Владимир).

Самыми известными пострадавшими в религиозной визовой войне были глава Церкви объединения Сан Мен Мун и Далай-лама XIV, неоднократно пытавшийся посетить свою паству в буддистской Калмыкии по приглашению её президента Кирсана Илюмжинова. С 2001 года российская власть регулярно отказывала в визе Далай-ламе. Причина была в нежелании ссориться с Китаем, против политики которого в Тибете выступает Далай-лама. Но в минувшем году Кремль не выдержал давления общественности и дал-таки долгожданную визу.

Тем не менее, по мнению директора Славянского правового центра Анатолия Пчелинцева, число отказов во въездной визе иностранным миссионерам в последнее время увеличилось. Официальные лица и СМИ в нашей стране всё чаще говорят о «духовной экспансии из-за рубежа» и необходимости обеспечить «духовную безопасность» страны. И судя по всему, эта тенденция в ближайшее время только усилится.

Игорь Дмитриев

13.08.2007 16:37

Просмотров: 1959