В период кризиса регионы России ударились в экономический сепаратизм
Порвать на лоскуты!
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сообщил, что его ведомство возбудило административные дела в отношении Татарстана и Краснодарского края. Власти этих субъектов РФ обвиняются в ограничении доступа на свои рынки производителей алкоголя из других регионов.
Напомним, .
«Такое поведение нарушает не только антимонопольное законодательство, но и положения Конституции РФ о единстве экономического пространства на всей территории государства», – пожаловался глава ФАС. И пригрозил губернаторам: «Мы будем активно осуществлять проверки в тех случаях, когда губернаторы либо кто-то ещё в России будут пытаться установить барьеры на передвижение товаров из региона в регион. Экономический сепаратизм – это тот рудимент, который сегодня мешает реально развиваться нашей экономике».
Теперь обвинения антимонопольного ведомства обрели конкретику. Беспокойство ФАС вызвали действия властей Татарстана, отказавшихся принимать заявки на сертификацию ввозимой в республику водки. Единственным поставщиком «сорокаградусной» на местном рынке стало ОАО «Татспиртпром». А в Краснодарском крае власти решили создать такие условия, чтобы 80% алкогольного рынка принадлежало местным производителям.
Но «водочный сепаратизм» на деле гораздо шире, чем озвучила ФАС. По данным ГК «Русский алкоголь», крупнейшего производителя алкоголя в стране, в первом полугодии 2008 года различные проявления регионального сепаратизма были зафиксированы в 24 субъектах Российской Федерации, причём как на уровне органов государственной власти субъектов РФ, так и на уровне органов местного самоуправления.
Причина пристального внимания региональных властей к водке – борьба за акцизные отчисления. Сейчас 20% ставки акциза остаётся в регионе, где расположено производство. Оставшиеся 80% направляются в федеральный бюджет, а впоследствии перераспределяются между остальными субъектами пропорционально их доли в общей сумме акцизов, поступивших в федеральный бюджет. Эта сложная схема распределения доходов появилась как раз в начале 2000-х для того, чтобы обуздать аппетиты региональных властей.
Сейчас регион-производитель гарантированно получает свои 20%, и именно за эти отчисления ведётся ожесточённая борьба между субъектами РФ.
Впрочем, нынешнее положение может оказаться лишь началом борьбы за акцизы. По предложению Минфина, с 2010 года доля регионов при распределении акцизов увеличится вдвое. Таким образом, федеральные власти рассчитывают простимулировать производство алкоголя на местах. В реальности может оказаться, что они простимулируют экономический сепаратизм.
«Губернаторы будут зажимать алкоголь, который произведён не на их территории, и всячески создавать региональные барьеры, сталкивая лбами производителей. Данная мера создаёт риски для единого экономического пространства», – полагает глава экспертного совета по алкоголю Госдумы, исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Михаил Блинов.
Особенно остро это может проявиться в условиях кризиса. Минфин предлагал внести поправки в Бюджетный кодекс ещё в спокойное время, летом 2008 года. Сейчас, очевидно, экономическая обстановка в корне изменилась.
«В каждом регионе идёт борьба за каждое рабочее место в кризис, – полагает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. – А каждая единица проданной чужой продукции в своём регионе – это помощь другому региону. В результате вновь получим рынок, превращённый в лоскутное одеяло».
Но алкогольный рынок отнюдь не единственный, за который намерены бороться региональные власти. По заявлению Игоря Артемьева, в регионах также имеют место «барьеры на перемещение между областями таких товаров, как цемент, продукты питания».
Так, в начале апреля власти Татарстана объявили о принятии мер «по обеспечению свободного доступа продукции местных товаропроизводителей в розничные сети». Республиканское министерство промышленности и торговли выпустило соответствующее распоряжение.
Цели, как это обычно бывает, заявлены благие: не допустить роста цен на социально значимые товары и не допустить дискриминации местных производителей. Кроме того, различным надзорным ведомствам рекомендовано «обеспечить контроль за условиями хранения продукции в розничных торговых сетях, наличием сертификатов качества». В результате оптовики подверглись всевозможным проверкам на нарушения норм пожарной или санитарной безопасности. Исходя из имеющегося опыта, можно ожидать, что с татарстанских прилавков исчезнут и иногородняя картошка, и колбаса.
В Пермском крае власти решили действовать не административными мерами, а силой убеждения. Они запустили проект «Покупай пермское!», целью которого ставят «увеличение доли местных производителей на внутреннем рынке региона». И как следствие «увеличение налоговых поступлений от местных товаропроизводителей и переработчиков в краевой бюджет». Убеждать пермяков есть то, что даёт родная земля, должен улыбающийся белый медведь.
Известно также, что схожие акции по поддержке местной продукции проводятся в Коми, Адыгее и в Нижегородской области.
По мнению члена Общественной палаты Вячеслава Глазычева, пока что имеющиеся прецеденты экономического обособления единичны и серьёзной угрозы для целостности федеративного пространства не представляют. «Экономический сепаратизм не очень реален, если очень быстро дать по рукам, – говорит он. – Это мы уже переживали в 90-х годах. И я прекрасно помню, как на границах субъектов выставлялись заставы и как на этом грели руки местные бизнес-сообщества, тесно связанные с администрацией этих областей. Однако это удалось чрезвычайно быстро пресечь, когда был введён институт полпредов. Поэтому единственный способ остановить этот бардак – встряхнуть структуру полпредов».
По словам Глазычева, у ФАСа для решения этой проблемы может не хватить сил. «ФАС – это ФАС, а реальное «око государево» – это полпреды, – считает эксперт. – Если они получат реальный политический сигнал, то, вспомнив старое, быстренько эту вольницу прикончат».
Глазычев знает, о чём говорит: он занимался борьбой с региональным сепаратизмом в аппарате полпреда в Приволжском федеральном округе в начале 2000-х, куда входят такие «свободолюбивые округа», как Татарстан и Башкирия. Но тогда, по воспоминаниям Глазычева, решить проблему удалось предельно быстро и просто: собрали всех глав регионов и сказали: прекращайте. И главы субъектов, включая Минтимера Шаймиева и Муртазу Рахимова, послушались. «Если они (регионы. – Ред.) чувствуют минимальную слабину, а ФАС – это не самая сильная структура, то, естественно, они пытаются что-нибудь откусить», — полагает эксперт.
Просмотров: 2111