В Киеве и в Москве диаметрально отметили тысячелетие со дня смерти крестителя Руси

Два мира - два Владимира

Церковь на Украине отмечала эту дату всегда. Каждый год проходили и крестные ходы и молебны на Владимирской горке, у всем известного памятника князю. Но в этом году решила "отпраздновать" и нынешняя власть, вписав князя Владимира в текущую линию партии и в контекст, ставшей модным трендом антироссийской риторики.

Знаменитый анекдот

Однажды в 70-е годы минувшего столетия, поздним зимним вечером мимо здания ТАСС в Москве шли два человека. Завидев клубы дыма из окон и пробивающиеся языки пламени, один из прохожих — им оказался репортер ЮПИ Генри Шапиро, — помчался в свой офис и оперативно передал по телетайпу сообщение: «Пожар в здании ТАСС в Москве!». Второй — как выяснилось, москвич Семен Шапиро, — бросился к ближайшему телефону-автомату и вызвал пожарную команду.

Эта история легла в основу известной знаменитой шутки-анекдота, напечатанного в те годы в качестве фельетона на последней странице "Литературной газеты" под заголовком "Два мира - два Шапиро".

Вспомнить ее спустя сорок лет заставляет то, как по разному в России и на Украине отметили в этом году день смерти крестившего Русь киевского князя Владимира.

Особая дата

Для понимания происходящего сделаем небольшое отступление и напомним. На Украине, вследствие давнего церковного раскола, действуют целых три православных церкви - одна каноническая (УПЦ Московского патриархата), и две непризнанных, среди которых самая крупная так называемый Киевский патриархат во главе с патриархом Филаретом, которого РПЦ предала анафеме за раскол еще в начале 90-х годов минувшего столетия. Помимо этих церквей есть еще подчиненные Риму и доминирующие в западной части страны униаты-греко-католическая церковь.

В православном календаре и в списке памятных исторических дат 28 июля, день смерти киевского князя Владимира, всегда занимал особое место. И потому, что Владимир крестил Русь в христианство, и потому, что именно он продолжил централизацию русских земель, начатую его отцом Святославом и завершенную его сыном Ярославом Мудрым.

Крестный ход

Не случайно именно события, связанные с Крещением Руси стали той лакмусовой бумажкой, которая позволила увидеть механику работы украинских СМИ в действии.

На этих выходных в Киеве прошел крестный ход УПЦ, который собрал десятки тысяч верующих со всей страны, включая и ее западные области. Столько людей в украинской столице не собиралось со времен Майдана. Однако большинство средств массовой информации сделало вид, что ничего не произошло, а событие это не стоит даже упоминания.

Ведущий интернет-сайт "Украинская правда" обошел многолюдный крестный ход полным молчанием, а один из сайтов первой величины – "Корреспондент", - удостоил событие упоминания лишь в связи с созданными паломниками заторами на дорогах Киева. И это те СМИ, которые обычно сообщают о каждом чихе третьеразрядных депутатов. Так создается выгодная власти картинка действительности.

Зато украинские СМИ подключились к рекламе назначенного на эти же дни во Львове помпезного открытия памятника одиозному униатскому митрополиту Андрею Шептицкому, прославившемуся своими приветственными телеграммами в адрес Гитлера и благословением создания украинской дивизии СС "Галичина".

Тут уже СМИ всячески подчеркивали тот факт, что на открытие памятника съедутся 40-50 тысяч паломников. Получил приглашение и президент Порошенко.

Довольно красноречивым стал и тот факт, что президент полностью проигнорировал торжества "московской" УПЦ, зато вместе с супругой принял участие в аналогичных мероприятиях на Михайловской площади Киева, устроенных раскольниками из Киевского патриархата, позиционирующего себя в качестве национальной церкви.

Но еще более интересным стало программное выступление Порошенко в присутствии представителей Всеукраинского совета церквей. Там украинский президент, выражаясь на интернет-сленге, "отжыгал адски".

Вкратце его тезисы сводятся к четырем пунктам:

1. Владимир - никакой не русский, а, напротив, князь некоей "Украины-Руси" и основатель тысячелетней украинской государственности.

2. Выбор веры князем Владимиром был выбором свидомым и цивилизационным. И это был выбор в пользу Европы, такой же, как и нынешняя евроинтеграция.

3. Князь Владимир сражался с наступающей с востока ордой подобно тому, как сейчас украинский народ ведет отечественную войну, защищаясь от российской агрессии.

4. Сто пятьдесят лет назад историю тысячелетней украинской государственности присвоили соседи и спрятали во властных кабинетах Москвы и Санкт-Петербурга.

«Сегодня мы снова возвращаемся в Европу как в родной дом, и борьба на востоке Украины — это борьба за Европу. И княгиня Ольга, и Владимир, и Мономах постоянно защищались от орды. Борьба против российской агрессии — это защита европейских ценностей. Северский Донец и сейчас является тем рубежом, на котором украинцы защищают свободу, волю и независимость, защищают свой европейский выбор», - резюмировал Порошенко.

А развешанные по всему Киеву ситилайты со свидомыми и олицетворяющими европейский выбор киевскими князьями и княгинями, словно бы подтверждали правоту тезисов Порошенко в глазах обывателей.

Долой цензуру

Реакция многочисленных критиков не заставила себя долго ждать. Характерно, что единственной площадкой, на которой можно критиковать европейского президента, оказались социальные сети и интернет. Там Порошенко напомнили, что неплохо бы перед выступлением подтянуть знание истории. Ведь орда появится только через четверть тысячелетия после князя Владимира, а ее создатель Тэмуджин (более известный у нас как Чингизхан) к тому времени ещё даже не родился.

Попеняли президенту и на то, как лихо он "отцензурировал" первого русского митрополита Иллариона, чье "Слово о законе и благодати" цитировал на торжествах:

"Порошенко начал свою уникальную историческую речь на торжествах в честь князя Владимира цитатой из "Слова о законе и благодати" первого украинского митрополита Илариона (ну, так он сказал, извините).

Произнес такую цитату: "Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются".

Эх, жаль, остановился Порошенко. Потому что далее эта фраза звучит так: "Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в РУССКОЙ, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли".

Представляете, и никакой тебе Украины! Украинский митрополит славил русскую землю, русскую веру, русских князей. А что ж такое? Что ж Порошенко так отцензурировал первого украинского митрополита? Откуда же Порошенко почерпнул столь уникальные сведения об украинской тысячелетней истории?

Источник вдохновения

Один из источников вдохновения президентских спичрайтеров был презентован как раз в эти дни в Киеве. Речь идет о написанной покойным завотделом Львовской научной библиотеки Евгением Наконечным книжке «Украденное имя». Основная идея – этноним «Русь» применим только к украинским территориям, а нынешняя Россия присвоила его себе незаконно.

Автор постоянно подчеркивает финно-угорские и татарские корни «москалей» и роль монголо-татар в образовании Московии, как, по мнению автора, должна правильно называться Россия.

А что же Россия? На удивление, в Москве памятную дату киевского князя отметили скромно и достойно. Без исторических спекуляций и попыток натянуть сову на глобус в поисках тысячелетней идентичности. Более того, президент Путин отказался от модного сейчас искушения приватизировать общее историческое наследия, подчеркнув, что "эти духовные истоки и сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии".

А выступивший вслед за Путиным на торжественном приеме в Кремле по случаю тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира московский Патриарх Кирилл продолжил эту линию:

"Князь Владимир был тем человеком, который и сформировал контуры великого евразийского государства, на территории которого ныне существуют независимые страны. Особенно ясно это нужно осознавать, говоря о духовном единении братских народов, вышедших из одной крещальной купели, – народов России, Украины и Белоруссии".

Вся эта история заставила задуматься: может и действительно стоит прислушаться к прозвучавшему в эти дни на страницах "Московского комсомольца" предложению политолога Олега Бондаренко, заявившего о целесообразности превращения Киево-Печерской Лавры в своего рода "Русский Ватикан":

«Петр Порошенко не стал довольствоваться только лишь нагнетанием церковного раскола — ему захотелось поправить историю 1000-летней давности. Так древнерусская история получила нового князя — Владимира Великого, правившего в неведомой никому, кроме отчаянных политических укров, «Украины-Руси»!».

Понимая неизбежность продолжения столь же нелепых, сколь и упорных попыток в деле переписывания истории Русской церкви и Древней Руси я предлагаю Московскому Патриархату всерьез подумать над созданием в Киеве «Русского Ватикана» — отдельного церковного государства во главе с патриархом — путем объявления Киево-Печерской лавры независимым государством. В нынешних условиях войны с православной церковью на Украине хуже уже не будет, а так мы сможем сохранить для себя и наших потомков важный кусочек собственной истории в наименее тронутом всякими завистниками виде. Пока ее еще не успели превратить в филиал музея «Владимира Великого» и «Украины-Руси», - написал политолог.

Есть о чем подумать.

Алексей Захаров

29.07.2015 18:00

Просмотров: 14580