В 2021 году подводную лодку К-3 доставили в Кронштадт для установки в музей

Возвращение атомохода

В каждой стране с морской историей есть знаковые корабли и суда, которые олицетворяли новую эпоху. Для Советского Союза 50–60-х годов ХХ века это был атомный ледокол и атомные подводные лодки. Атомный ледокол «Ленин» проекта 92 с 1989 года стоит в Мурманске, недалеко от Морского вокзала в качестве музея. Надо сказать, что это один из самых посещаемых музеев города и области. С первыми атомными подводными лодками проекта 627 и 627А шифр «Кит» все оказалось сложнее.

Только в 2021 году головную атомную подводную лодку проекта 627 К-3 «Ленинский комсомол», после долгих дебатов о её судьбе, доставили в Кронштадт, где в рамках музейного комплекса «Остров фортов» будет открыт военно-морской музей, в котором первый атомоход страны займет достойное место. В этой статье мы расскажем о судьбе первой советской атомной подводной лодки К-3.

Двойное соревнование

После Берлинского кризиса 1948 года началась «холодная война» и гонка вооружений. Но в рамках этой гонки были две темы, которые стороны делали достоянием широкой общественности. Это космическая пилотируемая программа и строительство подводных лодок с ядерной энергетической установкой. С космосом вначале у американцев не получалось. Их ракеты-носители «Атлас» взрывались на старте, в то время как в СССР были запущены первый спутник, спутники с собаками, и совершил полет Юрий Гагарин. В США отыгрались на атомных субмаринах. В силу специфики политической жизни в США, в стране широко освещалась постройка и спуск первой в мире атомной подводной лодки «Наутилус» USS «Nautilus» SSN-571 Лодку спустили на воду 21 января 1954 года, а 17 января 1955 года с лодки пришла радиограмма: «Идём на атомной энергии». 3 августа 1958 года «Наутилус» стал первым в истории кораблем, который достиг Северного полюса под водой.

В Советском Союзе ответ готовился по двум направлениям. Во-первых, был построен и успешно эксплуатировался первый ледокол с ядерной энергетической установкой «Ленин». Это строительство велось максимально открыто (по советским меркам, разумеется). После постройки и поднятия флага, «Ленин» несколько дней стоял на Неве, чтобы все желающие могли на него посмотреть.

К-3 Ленинский комсомол (фото: Wikimedia Commons/pliskin1)

Проектирование и строительство К-3

Проектирование и строительство первой советской атомной подводной лодки проекта 627 велось в режиме абсолютной секретности. При проектировании лодки произошло одно любопытное событие. Заказчик (в лице Министерства обороны) хотел вооружить лодку единственным торпедным аппаратом с единственной огромной торпедой Т-15. Калибр такой торпеды был 1550 мм, общая длина 24 метра, масса 40 тонн. В определенном смысле, это был прообраз современного «Посейдона». Лодка с такой торпедой должна была подойти к американскому побережью и выпустить её. Атомный взрыв создавал ядерное цунами, которое уничтожало бы город. Но даже самые современные лодки того времени могли нести только одну такую торпеду. После взрыва погибала бы и наша лодка. Понимая все это, руководство ВМФ СССР сумело добиться отказа от использования этого оружия и вооружить первый атомоход стандартными торпедными аппаратами калибра 533 мм с включением в состав применяемых торпед атомной торпеды Т-5. По своей сути первый советский атомоход был многоцелевой атомной торпедной подводной лодкой.

Перегудов В.Н. (фото: ru.wikipedia.org)
Александров Анатолий Петрович (фото: ru.wikipedia.org)

Главным конструктором лодки был известный советский конструктор Владимир Николаевич Перегудов. До «Кита», Перегудов был главным конструктором средних дизель-электрических подводных лодок проекта 613 – самых массовых лодок в советской истории – всего было построено 215 подводных лодок этого проекта. Специфика же проекта 627 заключалась в том, что у этой лодки было два создателя – саму лодку проектировал и строил Владимир Перегудов, а атомную силовую установку для неё – физик-ядерщик, академик Анатолий Петрович Александров. Первоначально рассматривалась возможность установки на лодку водо-водяного реактора и реактора с жидкометаллическим теплоносителем. В конечном итоге было решено на АПЛ К-3 установить водо-водяной реактор, а на К-27 – реактор с жидкометаллическим теплоносителем.

С самого начала работ было принято решение корпус лодки проекта 627 проектировать «с нуля», под эксплуатацию с ядерной силовой установкой. Американцы к тому времени ввели в строй свой «Наутилус» и «Си вулф». Корпуса этих лодок представляли собой увеличенные и переделанные корпуса дизель-электрических подводных лодок. Последующие серии своих атомоходов американцы строили в специально спроектированных корпусах. Перегудов настоял, чтобы в специально спроектированном корпусе была использована компоновка удачной большой дизель-электрической подводной лодки проекта 611. Эти решения привели к тому, что скорость подводного хода у советских лодок проекта 627 была выше, чем у американского «Наутилуса» – на испытаниях К-3 достигла подводной скорости в 28 узлов (около 52 км/ч) без выхода реактора на полную мощность.

Но были и некоторые отрицательные стороны проекта. Так, например, на лодке отсутствовало швартовное оборудование (предполагалось, что в базе буксиры будут подводить лодку к причалу). Не было даже якорного устройства. Несколько лет лодка эксплуатировалась без него. Не было и аварийных дизель-генераторов. Все недоработки были учтены на серийных лодках, поэтому только головная К-3 была построена по проекту 627. Все остальные лодки серии строились по скорректированному проекту 627А. Фактически, К-3 была опытовой лодкой, хотя и числилась в списках боевых субмарин.

Лодка была заложена 24 сентября 1955 года на заводе №402 в Северодвинске – сегодня ОАО ПО «Севмаш». 9 августа 1957 года её спустили на воду. Спускали атомоход в режиме жесточайшей секретности. Все выступающие части лодки были накрыты брезентом, или закрыты деревянными каркасами. Реакторы запущены в сентябре 1957 года. Лодка была включена в состав Северного флота 1 июля 1958 года, а уже через три дня, 4 июля начала движение под ядерным реактором. Годом ранее, в 1957 году был запущен первый советский спутник.

В составе Северного флота

12 марта 1959 года К-3 вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок. Местом базирования атомохода первоначально был Северодвинск. Поскольку лодка была знаковая, 9 октября 1962 года ей присвоили название «Ленинский комсомол». Это название перешло от североморской «малютки» М-106. Вообще, в те времена имя собственное для подводной лодки было редкостью. Тогда субмарины имели номера, состоящие из буквы и цифр. Забегая вперед скажем, что в последние годы службы лодку переклассифицировали из крейсерской в большую. Соответственно, изменился её номер – вместо К-3 лодка стала называться Б-3.

Первой большой задачей новой подводной лодки стал ответ на полярные подледные походы «Наутилуса». Американцы только с пятого раза смогли достичь Северного полюса. К тому же во время подледного плавания «Наутилус» несколько раз всплывал в полынье. К-3 была поставлена задача пройти подо льдами, не всплывая, и только достигнув точки Северного полюса найти полынью и всплыть.

Жильцов Лев Михайлович (фото: ru.wikipedia.org)

Еще до этого полярного похода лодка перешла из Северодвинска в Западную Лицу, на место постоянного базирования. В 1961 году К-3 вышла на первую Боевую службу в Атлантический океан. Только после того как экипаж полностью освоился с лодкой, наступила очередь полярного похода. С 11 по 21 июля 1962 года впервые в истории советского флота лодка под командованием капитана 2 ранга Жильцова Льва Михайловича совершила подлёдное плавание, во время которого дважды проходила через точку Северного полюса. Было совершено одно всплытие в полынье в районе полюса. Экипаж водрузил на полюсе флаг СССР и сыграл в футбол. При возвращении в Йоканьгу, К-3 встречали Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев и Министр обороны Родион Яковлевич Малиновский. Руководителю похода, командиру лодки и командиру БЧ-5 присвоили звание Героя Советского Союза. Весь экипаж К-3 был награжден орденами и медалями.

Технические проблемы

Как мы говорили, К-3 была головной лодкой, и, по сути, опытовым кораблем. Есть такой термин – «опытная эксплуатация». Как правило, он применяется к кораблям принципиального нового типа и означает, что, несмотря на то, что корабль находится в составе флота, он имеет некоторые ограничения по эксплуатации техники, которая еще не доведена до уровней серийных образцов. Лодка строилась в спешке, и очень многие системы корабля требовали наладки, доделок, переделок и даже ремонта. Ситуацию спасало то, что экипаж лодки был очень квалифицирован. Ведь многие офицеры присутствовали при постройке субмарины, и знали все её слабые места. Многие сложные ремонтные работы офицеры лодки проводили самостоятельно.

Проблемой для К-3 являлись неудачно спроектированные парогенераторы. Из-за микроскопических трещин происходила утечка воды в радиоактивном контуре реактора. Ресурс безопасной работы парогенератора составлял 3 000 часов. Во время похода подо льдами Северного ледовитого океана мощность реактора пришлось ограничить 60% из-за выходивших из строя парогенераторов. Участились случаи облучения экипажа лодки. Многих членов первого экипажа прямо с пирса увозили санитарные машины. Но из-за секретности диагноз «лучевая болезнь» морякам не ставился.

С февраля 1963 по октябрь 1965 К-3 простояла в ремонте. Был полностью заменен реакторный отсек. Ядерное топливо выгружено, а отсек затоплен в заливе Абросимова. В ходе проведения этого ремонта лодка получила новый навигационный комплекс «Сигма» и новые системы управления.

8 сентября 1967 года во время боевого дежурства в Норвежском море на К-3 произошел пожар в 1-м и 2-ом отсеках лодки. Лодка самостоятельно вернулась на базу.

Окончание службы

В конечном итоге подводники научились безаварийно эксплуатировать атомные субмарины. Но лодки проекта 627 и 627А имели один существенный недостаток – они были очень шумными. Американские гидроакустики называли советские атомоходы первого поколения «ревущими коровами». Когда лодки выходили на Боевую службу, противолодочные средства НАТО обнаруживали их на максимальных дистанциях. Эту проблему – шумность – удалось устранить только на подводных лодках третьего поколения. Поэтому в начале 90-х годов лодки 627 проекта стали выводить из состава флота. В 1991 году была выведена из состава Северного флота и К-3 (к тому времени она стала Б-3) В конце 2002 года её для утилизации доставили в Полярный на СРЗ-10, а в 2005 году перевели на завод «Нерпа». Вот с этого времени и началась борьба за сохранение первой советской атомной подводной лодки в качестве музейного экспоната. КБ «Малахит» разработало соответствующий проект. Несколько раз Морская коллегия РФ меняла своё решение. Причина – отсутствие необходимых средств.

Последний поход

Только в октябре 2020 года стало известно, что принято окончательное решение о том, что К-3 «Ленинский комсомол» станет главным экспонатом в Музее военно-морской славы в Кронштадте. В Санкт-Петербурге уже есть две подводные лодки музеи – дизель-электрические лодки Д-2 «Народоволец» серии I и С-189 проекта 613. К-3 станет третьей подводной лодкой-музеем. На Севере на К-3 восстановили легкий корпус, вставили имитатор отсека с ядерным реактором и подготовили к длительной буксировке.

ТПД Свияга (фото: topwar.ru)

В СССР была отработана схема перевода боевых кораблей и подводных лодок по внутренним водным путям с одного флота на другой. Об этом смотри статьи «Экспедиции особого назначения. Первые походы» и «Экспедиции особого назначения. «Холодная война»» В 70-е – 80-е годы ХХ века перевод подводных лодок из Горького (Нижний Новгород) и Ленинграда на Северный и Черноморские флоты, а также из Комсомольска-на-Амуре на Тихоокеанский флот осуществляли в специальных транспортных плавучих доках – ТПД. В свое время было построено около десяти ТПД для транспортировки подводных лодок по внутренним водным путям. Сегодня эти доки списаны. В строю находятся 3 ТПД. Один их них «Сухона» используется в Северодвинске на заводе «Севмаш», второй – большой ТПД «Зея» – в Комсомольске-на-Амуре для перевода с завода во Владивосток надводных кораблей до корвета включительно. Третий ТПД «Свияга» проекта 22570 построен относительно недавно для Главного управления глубоководных исследований – ГУГИ. Его габариты позволяют транспортировать подводные лодки по Беломоро-Балтийскому каналу. Вот его и решили использовать для перевода К-3 с Севера на Балтику, в Кронштадт. Операция прошла штатно, без сбоев и происшествий, и в сентябре 2021 года «Свияга» под проводкой буксиров дошла до Кронштадта, где и спустила на воду К-3. Сейчас лодка находится на Кронштадтском морском заводе, где на ней проводят ремонтно-восстановительные работы и переоборудуют лодку в корабль-музей. Чтобы перевести её к месту установки и потом возвести над лодкой здание музея, прорабатываются два возможных варианта. Первый – это перевод по земле на специальных тележках. Второй – прорытие специального канала.

Музейный комплекс «Кронштадт – город фортов» пополнится еще одним уникальным экспонатом. Уже сегодня можно посетить эсминец «Беспокойный» проекта 956. ракетный катер Р-47 проекта 12411, батискафы и сверхмалые подводные лодки.

Андрей Максимов

26.03.2022 11:59

Просмотров: 6810