Президент дал право ФСБ запрещать заход любого иностранного судна в российский порт
Максимальный контроль
Советская и российская практика до 21 июля 2025 года
Во времена СССР экспорт и импорт играл существенную роль. Своих торговых судов часто не хватало, поэтому для международных перевозок фрахтовались суда под флагами разных стран. В 70-е годы добавились иностранные круизные лайнеры. Это с одной стороны. С другой, порт – это часть государственной границы, которая всегда требовала жёсткой регламентации и контроля. Компромисс нашли в следующем. В каждом морском бассейне были определены морские порты, в которые был разрешен заход иностранных торговых судов. Соответственно, в остальные порты заход «иностранцам» был запрещён. В разращенных для захода иностранных судов портах были оборудованы международные пункты пропуска с пограничным и таможенным контролем. С точки зрения силовых структур, этого было достаточно. Капитан порта (есть такая должность, отвечающая за бесперебойное функционирование порта) мог запретить заход иностранного судна в порт по конкретным причинам – неисправность, влекущая за собой экологические последствия, какая-либо болезнь на борту, и т.д.. Но таких причин было мало, и каждая из них, по сути – ЧП. Поэтому практически любое иностранное торговое судно могло получить разрешение на заход в разрешенный порт без дополнительных согласований. Что же изменилось?
Таинственные взрывы
За последний год существенно ужесточилось противостояние между Россией м европейскими странами в Балтийском и Средиземном морях. Одно направление этого противостояния – попытка юридически-силового запрета на деятельность «теневого флота» танкеров, перевозящих российскую нефть. Но в последнее время стала всё чаще проявляться второе направление – минирование и взрыва на танкерах, и на других судах, обеспечивающих перевозки в интересах российской экономики и вооруженных сил. Об этом смотри статьи «Взрывы в Средиземном море» и «Неспокойная Балтика. Кабель «Ростелекома» и взрыв в Усть-Луге». Об еще одном ЧП – взрыве на танкере «Eco Wizard» под флагом Маршалловых островов, который перевозил аммиак в порту Усть-Луга – смотри статью.
Первыми, ожидаемо, озаботились владельцы греческого танкерного флота – их танкеры под самыми разными флагами являются важными участниками рынка перевозки нефти и нефтепродуктов. Основная часть нефти перевозится «теневым флотом» танкеров, но и Греция, контролирующая самый большой танкерный флот в мире, также участвует в этих перевозках. По меньшей мере, шесть танкеров (данные «Рейтер», другие эксперты указывают, что подрывов было восемь) взорвались из-за прикрепленных магнитных мин. Четыре из них контролируются греческими судоходными компаниями. Что интересно. Греческие судоходные компании взяли на себя функции силовых структур, и стали проверять аквалангистами подводные части своих судов, направляющихся в российские порты. Кроме этого, часть греческих танкеров используются при перевалке нефти в море. Теперь капитаны таких судов получили инструкции внимательно следить за находящимися недалеко судами, и периодически менять точки якорных стоянок. По сообщению источников, которые в теме, изучается вопрос об обследовании корпусов танкеров дистанционно управляемыми подводными аппаратами. Пока греческие компании не обнародовали результаты таких проверок. Неофициально, в компаниях, занимающихся морской безопасностью судов, говорят о том, что причины всех взрывов – магнитные мины. По словам Кори Рэнслема, Генерального директора компании «Dryad Global», занимающейся киберзащитой и анализом рисков, сказал в интервью «Рейтер», что суда, заходящие в российские порты, всё чаще сталкиваются с «диверсиями со стороны субъектов, спонсируемых государством, или прокси-групп в условиях российско-украинского конфликта». Сказано предельно честно. Еще одна цитата. Элли Шафик, глава отдела разведки британской компании по управлениями морскими рисками «Vanguard Tech»: «..к взрывам, вероятно, причастны украинские государственные, или связанные с государством субъекты…Стратегия преступников, по всей видимости, заключается в преднамеренно скрытном морском саботаже с использованием магнитных мин». Английские – это важно – эксперты говорят, что такой метод обеспечивает обездвиживание, не вызывая полного уничтожения судна и потерь экипажа. Характер диверсии свидетельствует о профессионализме военных специалистов. Такие цитаты из уст английских экспертов и распространяемые английским агентством вызывают крамольную мысль – а не являются ли эти взрывы операцией «под чужим флагом» английских боевых пловцов из «Special Boat Service» – SBS. По данным «Рейтер», эти взрывы – следствие неудовольствия властей Киева действиями греческих судоходных компаний, перевозящих российскую нефть. Комментарий украинских официальных лиц по поводу взрывов на греческих танкерах нет.
Реакция России
Ответ России был неожиданным для многих иностранных наблюдателей. Указ Президента фактически ввел новую схему допуска иностранных торговых судов в российские порты. Теперь, при получении заявки на вход в порт, Капитан порта обязан согласовать разрешение с должностными лицами ФСБ. Запрос на вход из формального превратился в проверку спецслужб, что, в принципе, может влиять на выполнение коммерческих контрактов.
Не ожидая такого, на Западе стали бить в колокола. Их эксперты по морскому судоходству как один стали писать о том, что этим Указом Россия фактически остановила экспорт нефти из Казахстана. В мировой торговле всё взаимосвязано, поэтому после таких оценок возросло беспокойство мировых рынков нефти. Речь идет о работе Каспийского трубопроводного консорциума – КТК. По нему из Казахстана идет 80% экспортной нефти страны. По данным консорциума, в августе план экспорта составляет 6,5 миллионов тонн. Среди акционеров консорциума американские компании «Chevron Caspian Pipeline Consortium Company», «Mobil Caspian Pipeline Company» и «Caspian Pipeline LLC» , итальянский «Agip», британский «British Gas» и другие компании. Россия представляет услуги по транзиту нефти через свою территорию.
Возбудились западные трейдеры из-за загадочной формулировки в Указе – ссылки на Закон «О военном положении». Похоже, они не совсем понимают причинно-следственные связи, о которых говорится в Указе. Вероятно, этот документ отражает озабоченность по поводу того, что два взрыва произошли в российском порте Усть-Луга, и направлен на исключение в дальнейшем таких инцидентов. Судя по всему, в этом случае мы наблюдаем уже привычный парадокс, когда одни антироссийские силы вводят санкции (или, как в нашем случае, подрывают танкеры), а другие западные структуры от этого несут убытки. У России появился рычаг для воздействия на западный (в широком понимании) бизнес – ведь нефть то не российская, и фактически даже не казахская, а уже американская, итальянская и т.д. Хотя Минэнерго Казахстана в своём заявлении отметила, что отгрузка нефти идет по графику. Пока по графику.
Отдельно стоит сказать о версии, которая появилась в профильных СМИ по поводу принятия этого Указа. Речь о появившейся информации о возможном сценарии полного закрытия Балтийского моря для танкеров российского «теневого флота». На танкере, вышедшем из российских портов Усть-Луга или Приморска, в Балтийском море происходит несколько взрывов, в результате которых нефть попадает в Балтику и загрязняет значительную акваторию. Никто не будет разбираться, почему произошел взрыв. Страны НАТО решат свою задачу – блокируют Датские проливы для прохода танкеров. Вполне возможный сценарий. Чтобы не допустить такого развития событий, судя по всему, и был подписан этот Указ.
Просмотров: 1819