«Скорая» приедет лишь к умирающим
Не дышите!
Единственная хорошая новость заключается в том, что у россиян всё ещё остаётся несколько месяцев, в течение которых служба скорой помощи будет работать по-старому: многие регионы оказались не готовы к введению утверждённых стандартов, и теперь новые правила работы станут обязательными с 1 июля текущего года.
Стоит отметить, что необходимость реформирования службы «03» действительно назрела давно. Достаточно сказать, что только в прошлом году забастовки врачей «Скорой помощи» прошли во многих российских регионах. Кстати, буквально на днях на улицы вышли работники «Скорой» в Казани. Одним из главных требований протестующих стали низкие зарплаты. «Чтобы прокормить семью, мне нужно работать на полторы ставки. Это 9–10 суточных дежурств в месяц. Тогда можно заработать 28–30 тыс. рублей», – негодовал врач «Скорой помощи» Эмиль Галеев.
Низкие оклады влекут за собой и другую существенную проблему – нехватку персонала. Например, в прошлом году в Ленинградской области в «Скорой» не хватало около 40% врачей. И подобное положение дел наблюдается во многих российских регионах. По статистике, в среднем по стране бригады «Скорой помощи» укомплектованы на 63%.
Исправить ситуацию власти решили с помощью поправок в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Правда, поправки эти вовсе не предусматривают фактического увеличения финансирования службы или её расширения.
Отныне «Скорая помощь» разделена на экстренную и неотложную. В первую попадают случаи, представляющие реальную угрозу для жизни человека, как то: тяжёлые травмы, ожоги, внезапные болевые синдромы, роды и т.п. Предполагается, что к таким пациентам врачи должны будут приехать в течение ближайших 20 минут после вызова. В категорию же неотложной помощи попадают более легкие случаи, не требующие немедленного прибытия врача: к примеру, внезапное повышение температуры при гриппе или обострение хронических заболеваний. Неотложным пациентам придётся либо ждать врача в течение двух часов, либо вовсе оператор предложит ему обратиться в кабинет неотложной помощи в районной поликлинике.
«В каком случае нужно рекомендовать пациенту обратиться к терапевту? Что такое «явные признаки угрозы жизни» и как их определить по телефону? Кто несёт ответственность за выезд бригады скорой или неотложной помощи? Эти критерии не определены в документе и позволяют сделать виноватыми как главных врачей, так и диспетчеров и рядовых сотрудников бригад «Скорой помощи», – возмущается председатель правления Ассоциации руководителей скорой медицинской помощи РФ, главврач городской станции «Скорой помощи» Санкт-Петербурга Алексей Бойков.
Заметим, что сама по себе идея подобного разделения «Скорой», может быть, и была бы не так плоха, если бы вся остальная система здравоохранения в России функционировала исправно. Достаточно сказать, что на сегодняшний день в подавляющем большинстве поликлиник кабинетов неотложной помощи просто нет. Их ещё только планируется оборудовать.
Скорая помощь сегодня действительно во многом стала этаким универсальным заменителем медицинской помощи, которую в идеале люди должны были бы получать в поликлиниках. По статистике, порядка 70% вызовов «Скорой» на самом деле не относятся к экстренным. Проблема, однако, заключается в том, что обратиться людям, как правило, больше некуда.
«В последний год в Москве, которая первой в стране с прошлого года начала переходить на новые условия работы «Скорой», в четыре раза увеличилось число людей с гипертоническим кризом. Все ломают голову: как? откуда? Не думаю, что статистика реально отражает действительность. Пожилые люди сориентировались в ситуации: если на повышенное артериальное давление врачи к ним за 20 минут не приедут, надо «усложнить» состояние и описать симптомы криза», – рассказывает научный сотрудник НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ Денис Рощин.
Ситуация осложняется ещё и тем, что возлагать надежду на поликлиники, которые вдруг заработали бы по-новому, похоже, не стоит. Введённая ранее новая система работы поликлиник уже привела к тому, что заниматься пациентами врачам просто некогда. Слишком много бумажной работы и отчётности перед страховщиками. Несоблюдение бюрократических процедур естественным образом отражается на зарплате. Не до пациентов теперь будет и врачам «Скорой»?
Просмотров: 2523