Россия сделала шаг в защиту своих товарных брендов на мировом рынке
Держат марку
Предложение главы Кубани оказалось более чем своевременным. Производители не раз жаловались: очень сложно держать марку в условиях, когда недобросовестные конкуренты пользуются пробелами в законодательстве, откровенно обманывая покупателей. Например, каждый знает о качестве вологодского масла или астраханских арбузов – слава их сложилась за века, и потому именно за ними выстраиваются очереди.
А знаменитый краснодарский чай, который предпочитали даже индийскому? Однако сегодня достаточно лишь того, чтобы завод находился на территории-«бренде», а откуда берётся исходное сырьё – не важно. Этим и пользуются лукавые коммерсанты, выдавая свои подделки за настоящий продукт. За рубежом к географическому указанию места производства относятся со всей серьёзностью. Тот же пресловутый пармезан может выпускаться исключительно в провинции Парма из молока местных коров, а звание настоящей байонской получает исключительно ветчина, приготовленная из окороков свиней из долины реки Адур. Как итог – их мировая слава и высокий спрос на рынке. А чем мы хуже?
Кубанское – значит лучшее
Для Краснодарского края вопрос защиты своей продукции выглядит, пожалуй, гораздо более актуальным, чем для других российских регионов. Кубань, ещё в советские времена получившая звание всесоюзной житницы, сегодня является одним из главных национальных производителей продуктов питания. 42% всего российского вина производится в Краснодарском крае, 84% белого риса, кубанские молочные продукты знает вся страна – сметана и сгущённое молоко местного производства недавно официально были признаны экспертами Роскачества лучшими в РФ.
С таким потенциалом грех не выходить на новые рынки. «С начала года мы продали за рубеж сельхозпродукции на 1,6 млрд долларов – это на треть больше, чем в прошлом году, – говорит вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка. – Почти на четверть вырос экспорт растительного масла, в 2,8 раза – экспорт овощей. Глава региона Вениамин Кондратьев поставил задачу: увеличить в ближайшие пять лет объём экспорта сельхозпродукции до 2,8 млрд долларов. Уверен, это нам по силам. Сегодня кубанское вино представлено в 14 странах, в том числе в Китае, Германии, Швейцарии, Австралии. Причём оно пользуется спросом – только в этом году кубанские виноделы завоевали на выставках 72 медали.
Азербайджан активно покупает наш яблочный сок. Но для того, чтобы выходить на зарубежные рынки и крепко держаться на них, необходимо строго следить за высоким качеством».
О создании единого бренда для производимой в регионе сельхозпродукции Вениамин Кондратьев говорил ещё весной 2016 года. «На Кубани должна быть собственная переработка и собственный бренд, – отмечал он. – Необходимо разработать бренд кубанской продукции, благодаря которому люди будут понимать, что она качественная и экологически чистая». В результате появилась марка «Сделано на Кубани», которой стали сопровождаться местные товары. Их продажи, в том числе в туристических зонах, показали, что маркированная продукция пользуется особенным спросом. Тем не менее вскоре вскрылась проблема: нечистоплотные продавцы выдают за настоящее кубанское качество продукцию, которая имеет к ней весьма далёкое отношение. На специально собранном по этому поводу совещании губернатор Кубани привёл пример: в советские годы чай мог считаться краснодарским, если в нём было не менее 75% местного сырья. Сегодня достаточно 1%. Но покупатели об этом не знают и клюют на знакомый с детства бренд. «Необходимо разделить понятия выращенной и произведённой продукции на территории региона. Те, кто просто занимается расфасовкой в крае, не должны претендовать на знак качества. Если уж кто-то желает получить бренд «Сделано на Кубани», его продукция должна быть произведена на нашей земле», – резюмировал тогда Вениамин Кондратьев, пообещав поднять перед Советом Федерации вопрос о внесении в закон нормы – наименование места происхождения товара должно присваиваться исключительно продукции, производимой из местного сырья. Соответствующие слушания прошли в верхней палате 3 декабря. «Рассмотрите предложения губернатора Краснодарского края, – поручила сенаторам председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. – Присвоение товарам защищённого географического указания позволит улучшить узнаваемость региона и повысит уровень доверия покупателей к производителям».
Речь, естественно, идёт не о зарубежных покупателях – своей главной задачей в Краснодарском крае называют насыщение качественными товарами национального продуктового рынка. «В этом году мы вновь получили рекордный урожай зерновых колосовых и зернобобовых культур – более 10,4 млн тонн. Это самый высокий результат в стране. В 15 районах края с каждого гектара получено свыше 60 центнеров, в шести – более 70, – говорит Андрей Коробка. – Таким же отличным оказался урожай фруктов и ягод – в промышленных предприятиях их сбор превысил 375 тонн. Это наивысший показатель за последние 30 лет. А с учётом фруктов и ягод, собранных в личных подсобных хозяйствах, мы выходим на урожай свыше полумиллиона тонн. Радуют успехи и в относительно новой для нас отрасли – грибоводстве. Благодаря запуску в Краснодаре новых цехов производство грибов в этом сезоне превысит планку в 2 тыс. тонн».
Впрочем, высокие урожаи для российской житницы не в диковинку. Целью номер один в регионе считают расширение перерабатывающей отрасли, чтобы выращиваемая аграриями продукция превращалась на местных предприятиях в готовые для продажи товары. Здесь, кстати, на пользу пошли введённые санкции. «Вспомните, раньше вся Россия покупала импортную томатную пасту, а сегодня на прилавках страны – кубанская, произведённая из отечественного сырья и по нашим технологиям», – отмечает Андрей Коробка.
Одновременно продолжается модернизация предприятий. После реконструкции к выпуску новой линейки продуктов приступил крахмальный завод «Гулькевичский». Глубокая безотходная переработка зерна кукурузы позволила наладить выпуск мальтодекстрина – ингредиента, широко использующегося в молочной, мясной, кондитерской, хлебопекарной отраслях, а также в производстве детского питания. Эксперты уже назвали кубанское предприятие одним из самых инновационных в пищевой промышленности России. Кроме того, в Тимашёвском районе после реконструкции вновь заработал комбинат по выпуску детского питания, в Павловском районе открылась крупная ферма, а в Красноармейском и Северском районах – новые тепличные комплексы. На будущий год запланировано открытие нового соевого завода. В целом объём инвестиций в модернизацию пищевых комбинатов в крае за последние годы составил 80 млрд рублей. Заодно полным ходом идёт закладка виноградников – до конца года планируется заложить не менее 2100 гектаров. Что ж, объявленная властями региона кампания по государственной поддержке сельского хозяйства, как видно, сработала – 7 млрд рублей, выделенных из бюджета края аграриям, пошли в дело. Недаром слоган утверждённой на Кубани «Стратегии-2030» звучит конкретно и чётко: «Краснодарский край-2030 – глобальный устойчивый конкурентоспособный регион умных, здоровых и творческих людей, магнит для талантов и предпринимателей, лидер южного полюса роста России».
КОНКРЕТНО
Одним из ключевых направлений в развитии агропромышленного комплекса в Краснодарском крае считают поддержку малых форм хозяйствования. Курс на защиту интересов фермеров был провозглашён Вениамином Кондратьевым в 2015 году сразу после назначения на пост главы региона. Критики этой позиции считали, что делать основную ставку следует на крупные агрохолдинги, однако время показало, что политика оказалась верной – сегодня порядка 40% молока на Кубани производят небольшие фермы.
«В будущем году мы намерены сохранить все действующие программы по поддержке фермерства. В том числе гранты начинающим фермерам, а также гранты на развитие семейных животноводческих ферм и сельхозкооперативов. Продолжит действовать краевая программа «Малый сад». Кроме того, сохранится компенсация затрат за продукцию, произведённую личными подсобными хозяйствами. В целом по всем этим программам объём финансирования составит более 1 млрд рублей», – пояснили в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Просмотров: 3012