«Поход на Москву» Евгения Пригожина – грандиозная инсценировка и мистификация?

Марш «Вагнера»

«Не верю!» – воскликнул бы Станиславский. Не бывает в России так, чтобы всё шло как по маслу. Однако колонны «Вагнера» двигались по трассе «Дон» именно так – словно нож сквозь масло. Их вертолётный обстрел скорее эксцесс. Ох, непохоже, чтобы всё это было взаправду!

Как было на самом деле – а кто его знает?! А если и знает – не скажет. Но у нас есть перед глазами картинка, и мы можем её внимательно рассмотреть, чтобы разобраться, а что это, собственно, было? Спонтанный бунт, продуманная угроза ради получения некоей выгоды или откровенная провокация? Зайдём сразу с козырей. Заместитель командира «Вагнера» – генерал-полковник Михаил Мизинцев, в недавнем прошлом замминистра обороны. Судачат, что Мизинцева прочат в начальники Генерального штаба вместо Валерия Герасимова. Те, кто знает Мизинцева лично, говорят о нём как о безукоризненном и верном присяге служаке. Могло ли случиться, чтобы Мизинцев нарушил присягу? Вот именно, не могло. А поучаствовать в инсценировке, в «спектакле», – почему бы и нет?

После взятия Бахмута «Вагнер» показательно оставил позиции, о чём раструбили на весь белый свет. И раньше августа на позициях появляться не собирался. Личный состав массово отправили в отпуск, и, судя по полицейским «сводкам с полей», отпускники отдыхали в полный рост. И вдруг – «Вагнер» снова на позициях, откуда ни возьмись. А перед этим – странное заявление Пригожина о том, что украинский конфликт стоило бы завершить, и чем раньше, тем лучше. Пригожину не впервой делать двусмысленные и даже, можно сказать, скандальные заявления, но как-то странно всё сходится в одной точке – и сказанное, и сделанное. Ощущение при этом такое, что Пригожин транслировал чью-то позицию, выступая на стороне некоей силы, причём выступая спонтанно или неосознанно. Или – понарошку? Пока «Вагнер» наступал, ему тоже, случалось, били в спину. Но в каждой такой истории быстро ставили точку. А тут вдруг попадание под «дружественный огонь» спровоцировало целый поход на Москву! Как-то странно, не находите?

Ходили слухи, что в июле украинский конфликт заморозят. В частности, об этом предупреждал политолог Лев Вершинин ещё как минимум месяц назад. Но для заморозки не было веского повода. А демарш «Вагнера» представляется именно таким веским поводом. Загибаем пальцы. Россия лишилась одного из самых боеспособных штурмовых подразделений – не оставлять же «Вагнер» на позициях после того, что случилось? Поневоле задумаешься, а не объявить ли перемирие. Вот и получается, что «Вагнер» отвлекал внимание, чтобы приостановить военные действия?

Между прочим, «поход на Москву» многих заставил задуматься о хрупкости мира и сплотиться вокруг президента. Даже таких записных критиков власти и командования СВО, как Игорь Гиркин (Стрелков). На следующий день после остановки марша у «рассерженных патриотов» Гиркина было запланировано мероприятие в Москве – так вот, риторика, звучавшая на нём, была намного более умеренной и конструктивной, нежели ожидалось. «Патриоты», похоже, не на шутку всполошились. Одно дело жёстко критиковать власть, и совсем другое – эту самую власть сносить, рискуя заодно угробить и российскую государственность. А патриотам, даже рассерженным, такое претит. Кстати, примечательно, что движению колонн «Вагнера» хоть и не препятствовали, но и присоединяться к ним не спешили (а помните анекдот времён позднего Ельцина, что если Александр Лукашенко выступит на Москву с крохотной белорусской армией, то до российской столицы вместе с ним дойдёт многомиллионное войско?).

А ещё поход «Вагнера» дал обильную пишу для размышления тем иностранцам, которые спят и видят, как посеять в России семена раздора. Даже сами вагнеровцы подчёркивали, что идут на Москву не ради того, чтобы снести власть и установить новую. Свой поход они назвали «маршем справедливости» – добились её и разошлись. Напрасно иностранцы искали предателей – их не было ни среди самих вагнеровцев, ни среди высоких чиновников, ни среди военных. Народ же снисходительно помалкивал, ибо наш народ тонко чувствует и всё понимает без слов.

Кстати, стоит отметить, что Запад-то, оказывается, знал о готовящемся «бунте» загодя – только почему-то не предупредил Кремль. Решил не вмешиваться в чужой конфликт? Ой ли. Скорее не стал мешать планам «бунтовщиков», чтобы воспользоваться плодами их похода. Зато теперь ни у кого не осталось сомнений касательно образа действия Запада. Так, может, и нам нет смысла предупреждать наших «партнёров» о форс-мажорах, как, например, о готовящейся атаке исламистов на башни-близнецы в Нью-Йорке? Раз они знают, но помалкивают, то и мы в аналогичных случаях помолчим, пожалуй.

Что это было?

Допустим, что бунт был взаправдашним. Революция! Разумно предположить в таком случае, что чем более массовым был бы поход на Москву, тем более результативным, не так ли? Но «Вагнер» по пути следования не стремился пополнить колонны – ни за счёт воинских подразделений, ни за счёт сочувствующих гражданских. Мало того, по пути следования (в Ростове или Воронеже) были тюрьмы. Что мешало вагнеровцам, среди которых немало вчерашних зэков, даже не отбывших до конца наказание, открыть камеры и выпустить заключённых на волю? А ведь революция подразумевает именно такой подход. И ведь ни одного такого случая! Странно, правда? Кстати, подумайте ещё вот над чем. Чтобы отвлечь правоохранителей, что могло быть лучше, чем раздать оружие тем же зэкам (или просто мирным гражданам)? Хотя бы ради шумихи. Но оружие никто и не думал раздавать. Случайно ли?

А вспомните, какие стороны делали заявления? Скорее нежные, нежели жёсткие. Грозили друг другу пальчиками. Хотя, казалось бы, страна в шаге от государственного переворота. Помнится, даже во время ГКЧП звучали более решительные эскапады. С Пригожиным встречался Юнус-Бек Евкуров, замминистра обороны, известный, так скажем, жёсткостью поведения. Мог бы и удавить своими руками, а он сидел рядом с главой «путчистов», тих и спокоен, как удав.

А вот ещё повод для размышления. Допустим, Пригожин готовил реальный, а не постановочный бунт. А бунт – это деньги, огромные деньжищи. Собственного ресурса на такое дело Пригожину бы точно не хватило. Что бы он сделал? Несомненно – вошёл бы в контакт с недовольными богатеями. Тем не менее никаких толстосумов в походе на Москву не участвовало – иначе бы это стало заметно. То есть выходит, что выступил только Пригожин, фактически в одиночку. Ни тебе финансовой поддержки, ни моральной – от условных рассерженных патриотов, ни подкрепления в виде зэков или сочувствующих военных с гражданскими. А уж Пригожин-то, окончивший советскую школу, должен был усвоить сакраментальное знание: «Единица – вздор, единица – ноль»?

Вот и выходит, что странный это какой-то был путч, постановка какая-то непродуманная, скорее всего спонтанная. Или, наоборот, хорошо просчитанная и блестяще реализованная? К 1 июля заканчивался «срок действия» у ЧВК, их приписывали к Минобороны, и конец вольницы был, таким образом, неминуем. А у «Вагнера» и в Африке дел невпроворот, и, похоже, на балтийском направлении – в свете готовящейся провокации НАТО на российско-эстонской и российско-латвийской границах. Причём НАТО намеревается использовать в провокациях не регулярные войска, а «прокси». Может статься, «Вагнер» и отыграл свою «последнюю гастроль» в том качестве, в котором он действовал до сих пор? Обратите внимание: никто из «бунтовщиков» не наказан. А так не бывает. Ну разве что в спектаклях да кинофильмах.

Георгий Филин

04.07.2023 12:00

Просмотров: 8165