Помогут ли провокации победить коррупцию?

Ни дать ни взять

На днях член Комитета Госдумы по безопасности, бывший директор ФСБ Николай Ковалёв предложил новую схему по выявлению коррупционеров в рядах чиновников. По ней правоохранительные органы должны получить возможность предлагать чиновникам взятки под прикрытием – по сути, провоцировать их на совершение преступлений. Ковалёв привёл примеры похожих успешных операций, которые проводились в разное время в США и Европе и благодаря которым сотни нечистых на руку чиновников покинули государственную службу. Однако, как отмечают многие эксперты, западный опыт вряд ли будет успешным в России – слишком много нюансов. Чем же может обернуться практика подстрекательства чиновников на взятки у нас?

Александр Гуров, генерал-лейтенант милиции, бывший начальник Главного управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом:

– Эта инициатива, если она примет форму закона, приведёт к абсолютному беззаконию. При этом наивно думать, что взятки брать будут меньше. Это предложение – акт отчаяния, глас вопиющего в пустыне. Понятно естественное желание победить коррупцию в рядах чиновников, но не такими же методами! Было в России время, когда при отборе солдат на службу их проверяли «на профпригодность», ударяя кулаком по физиономии. Выдержал парень – годен! Упал – не годен. Провокация на взятку – то же самое, даже хуже... У нас есть закон об оперативно-разыскной деятельности, которым предусматриваются такого рода мероприятия – например, контрольная закупка наркотиков или «заказ киллеру». Но это не провокация – сотрудники спецслужб ищут преступников, знают, что они готовы совершить преступление, и благодаря «контрольной закупке» достают доказательства этого преступления. А теперь представьте себе другую ситуацию – человек и думать-то не думает о взятке, но к нему подходит добрый дядя, якобы просящий помощи бизнесмен, и фактически склоняет его к совершению преступления. Даже если в законе будут предусмотрены некоторые ограничения, то один чёрт, всё равно на практике будут пытаться увеличивать показатели раскрываемости, значит, будут провоцировать бессистемно. Кто сегодня мешает выявлять и судить чиновников-взяточников? Это настолько очевидно, что язык уже не поворачивается в очередной раз говорить – введите статью о конфискации. Мы в своё время пытались это сделать, но Кремль так и не позволил. Единственное, чего добились, так это только ввести название «конфискация», но арестовывать имущество нельзя. Поэтому чиновники берут и будут брать. Вспомните бывшего министра, которому дали девять лет условно, но 33 млн долларов так у него и остались.

Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»:

– Мне кажется, то, что предлагают сейчас депутаты, это очень нехорошая вещь, она опасная и дурно пахнет. Неужели законодатели не понимают, что, приняв такой закон, будут очень часто разыгрываться сцены, когда честного, трудолюбивого человека поставят в такие обстоятельства, когда он совершит правонарушение. Так действуют напёрсточники и лохотронщики на улицах, занимаясь разводом наивных граждан.

И надо признать, что такие люди очень профессионально занимаются нелицеприятными вещами. Но чтобы власть занималась подобным? Даже в страшном сне такое вряд ли мне могло присниться. Я не думаю, что это принесёт какую-то нравственную пользу нашему обществу. Да и навряд ли страх перед, так сказать, «подставой» заставит чиновников не брать. Меньше брать точно не будут, а может быть, вообще придумают новые схемы, при которых объём взяток вырастет в разы. Боюсь, подстрекательство к получению взятки будет использоваться только для того, чтобы скомпрометировать и выбить из игры достойных людей.

Кирилл Кабанов, председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет»:

– На самом деле это не новые методы борьбы с коррупцией, они разработаны достаточно давно, и Николай Дмитриевич Ковалёв предлагал их ещё в 2002–2003 годах. Подобные вещи применялись в Европе и США. В Америке операция называлась «Шейх», когда под видом шейхов сотрудники ФБР выходили на контакт с ведущими лицами – сенаторами, политиками – и склоняли их к получению взятки, то есть провоцировали коррупцию. Поскольку тот закон связан с провокацией, то должностное лицо не наказывали уголовно, а просто ставили «чёрную метку» и лишали возможности государственной службы. Всё это связано с репутационными рисками – это первое, что пропадает при адаптации этой системы в России: у нас просто нет репутационных рисков. В России чиновники до последнего говорят «мы здесь ни при чём». Вряд ли эта инициатива даст в России такой же результат, как в США и Италии, но в целом всё же заставит нечистых на руку чиновников опасаться идти на сомнительные сделки. Впрочем, наши сенаторы неприкосновенны. Поэтому у нас такая инициатива будет работать в первую очередь среди госслужащих среднего звена – там, где, кстати, чаще всего можно встретить случаи взяточничества. Такие провокации позволят избавиться от чиновников, не сажая их в тюрьму. Доказать, что чиновник взял взятку, очень сложно, они ведь берут взятки очень умно. Это будет некая очистка системы и своего рода профилактическая мера, так как построена на провокации, поэтому уголовная ответственность не предусмотрена: мы провоцируем человека на то, чтобы он взял взятку, может быть, если бы мы так назойливо ему не предлагали деньги, он бы их и не взял. Чиновник среднего уровня будет бояться, потому что это грозит увольнением и лишением государственной должности на какое-то время. Эта законодательная инициатива не является вредной по своей сути и очень полезной по коррупционному объёму работ. Но, учитывая наши реалии, мы понимаем: здесь есть одна опасность – коррумпированность правоохранительной системы. Впрочем, если только с этой точки зрения подходить ко всем законодательным инициативам, то в России вообще ничего делать не нужно, так как всё сверху донизу у нас коррумпировано.

Михаил Касьянов, бывший премьер-министр России:

– Такие методы борьбы с коррупцией, которые сейчас предлагают парламентарии, совершенно неуместны в нашей стране в текущей ситуации. Подчёркиваю – в нашей стране в текущей ситуации. Причина того одна – полное отсутствие основ демократического строя. Мы сейчас ни по одному параметру не можем сравниться ни с Италией 90-х годов, где проводилась операция «Чистые руки», ни с США времён 60–70-х годов прошлого века, где также проводились похожие операции.

Прозрачность в этих странах была абсолютной, поэтому подобные операции никакого шока в обществе не вызвали и, безусловно, они помогли справиться с коррупцией. Под абсолютной прозрачностью я имею в виду независимую судебную систему, независимые СМИ и полную свободу власти, при которой одна власть абсолютно спокойно может в случае необходимости критиковать другую. А разве у нас законодательная власть может покритиковать исполнительную? Ничего подобного у нас нет.

В условиях авторитарной и очень коррумпированной системы пытаться внедрить какие-то маленькие элементы борьбы с коррупцией – бессмысленная затея. Это чушь полная.

Александр Гуров, генерал-лейтенант милиции, бывший начальник Главного управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом
Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»
Кирилл Кабанов, председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет»
Михаил Касьянов, бывший премьер-министр России

Елена Ярошкина

02.11.2012 20:19

Просмотров: 1950