«Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Фоули» и «Планета обезьян: Новое царство» – обзор новинок кино этого месяца

Нержавеющий Мёрфи

Кинотеатральные релизы этой недели достаточно скупы, но на стримингах появилась парочка любопытных премьер: четвёртая часть популярной в 80-х франшизы «Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Фоули» и квадриквел перезапуска культовой франшизы «Планета обезьян: Новое царство».

Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Фоули

(18+)

Реж. – Марк Моллоу

В ролях – Эдди Мерфи, Тейлор Пейдж, Джозеф Гордон-Левитт, Джадж Райнхолд, Джон Эштон, Кевин Бейкон, Пол Райзер, Бронсон Пиншо

Производство – США

Криминальный комедийный боевик – продолжение франшизы, первый фильм которой вышел ровно сорок лет назад, в 1984 году. Производством картины занималась студия Netflix, которая посадила в режиссёрское кресло никому толком неизвестного Марка Моллоу.

Аксель Фоули (Эдди Мёрфи) всё еще служит в органах правопорядка в некогда славном городе Детройте. Старый друг Акселя Билли Роузвуд (Джадж Райнхолд) просит его вернуться в Беверли-Хиллз, где он расследует запутанное дело о наркоторговле и коррупции в местной полиции. Дело осложняется тем, что дочь Акселя – Джейн (Тейлор Пейдж) защищает в суде одного из фигурантов расследования. К тому же она много лет не общается Акселем.

Видео не может быть загружено.

«Полицейский из Беверли-Хиллз» вышел в 1984 году и стал одним из самых успешных фильмов года: при бюджете в $14 млн он собрал $ 316 млн! Критики приняли фильм тепло, а зрители полюбили очередной комедийный боевик про полицейского. Сыграла свою роль и растущая популярность самого Эдди Мёрфи, который в то время как раз поднимался на голливудский Олимп со стендап-сцены. Спустя три года студия выпустила сиквел, который при слегка увеличенном бюджете собрал те же $300 млн. А вот третья часть увидела свет лишь в 1994 году и, очевидно, оказалась куда слабее предыдущих. При бюджете в $50 млн фильм едва отбился в прокате, собрав $ 120 млн, а также завоевал две номинации на Золотую малину. В то время квадриквел уже находился в разработке продюсерской компании самого Эдди Мёрфи, но провал третьей части на двадцать лет притормозил выход четвёртой…

В 2020 году в прокате неожиданно выстрелили «Плохие парни: Навсегда». Они также являлись возрождением франшизы, стартовавшей двадцать лет назад (к слову, Эдди Мёрфи в то время рассматривался на роль в «Парнях»). В этом году успешно вышла в прокат четвёртая часть «Плохих парней», что является свидетельством наличия зрительского интереса к полицейским комедийным боевикам. Эдди Мёрфи решил подсуетиться и в сотрудничестве с Netflix решил успеть прыгнуть на эту волну. Разбираемся, как ему это удалось.

«Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Фоули» как видно по названию, посвящен своему главному герою. Это довольно странно, учитывая, что все предыдущие части также были посвящены ему. Возможно, создатели отдавали дань уважения этому персонажу. Но будем откровенны, Аксель Фоули – не настолько культовая фигура боевиков 80-х, как его коллеги по полицейскому цеху вроде Джона Макклейна, Мартина Риггса или Алекса Мёрфи. Мало кто из современных зрителей помнит, о чём была трилогия «Полицейского из Беверли-Хиллз». Обычно первое, что приходит на ум – это саундтрек, который воскрес в «нулевых» ремейка не без помощи одной надоедливой лягушки. Мы не стали исключением. В нашей памяти почти не осталось никаких конкретных воспоминаний об оригинальной трилогии, только общее впечатление и представление о стилистике и атмосфере ленты. Возможно, это сыграло четвертому фильму в плюс.

«Акселя Фоули» можно условно разделить на две части: детективная линия и сюжетная арка отношений отцов и детей. Первая отвечает за криминал и экшн, вторая – за драму. Фоном за обеими стоит комедия положений, держится которая только на незаурядном таланте и обаянии Эдди Мёрфи. Дико смешным это кино точно нельзя назвать, но местами оно способно вызвать ухмылку или смешок, что по ощущениям роднит его с предшественниками. Опять-таки, только из-за главного актёра, который и внешне-то поменялся за эти сорок лет не так уж и сильно (по сравнению с остальными актёрами оригинала не поменялся вообще).

Что касается драмы, то она здесь слабая и чересчур знакомая. Дочь в обиде на отца из-за того, что тот с ней был слишком строгим и много времени посвящал работе полицейским… Уже становится скучно. Но их отношения быстро налаживаются в угоду общему ходу истории.

Экшна здесь немного: сцена погони в начале и перестрелка в самом конце. Не густо. Экшн получился старомодным и в хорошем смысле этого слова, и в плохом. Главный его минус – в тотальной неизобретательности, будто эти сцены были сняты в те самые восьмидесятые. Особенно если сравнить с боевыми сценами из четвёртых «Плохих парней» где постановщик и оператор просто творили чудеса. Здесь же погони и перестрелки смотрятся ну очень консервативно. Но в этом есть и большой плюс – почти всё в экшн-сценах было снято на натуре, с минимальным применением компьютерной графики (особенно заметно в сценах с погонями на авто). Мелочь, но приятно, как говорится.

Про детективную часть фильма много не скажешь: с первого появления одного из персонажей становится ясно, кто здесь антагонист. И главные герои тоже это понимают. То есть Фоули не то чтобы сильно старался расследовать дело. Он лишь выждал подходящий момент и «грамотно разрулил ситуацию».

Эпикриз: если это кино и стоит просмотра, то лишь из-за нержавеющего Эдди Мёрфи, который за сорок лет с выхода первой части «Полицейского из Беверли-Хиллз» не растерял ни актёрского таланта, ни природного обаяния, ни физической формы. Сравнения с последними «Плохими парнями» эта лента не выдерживает.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Фоули» (2024), реж. – Марк Моллоу.

Планета обезьян: Новое царство

(16+)

Реж. – Уэс Болл

В ролях – Оуэн Тиг, Питер Макон, Фрейя Аллан, Кевин Дюран, Трэвис Джеффри, Уильям Х. Мэйси, Дичен Лакмэн, Ика Дэрвилл, Лидия Пекхэм

Производство – США

Фантастический приключенческий боевик – четвёртая часть перезапуска одноимённой серии фильмов. Режиссером вместо Мэтта Ривза стал Уэс Болл, известный по трилогии «Бегущий в лабиринте».

Действие фильма происходит спустя несколько сотен лет после гибели предводителя обезьян по имени Цезарь. Приматы единолично возглавили пищевые цепи, а одичавшим людям осталось только ютиться в тени более успешных приматов, которые строят своё будущее. Ной, сын вождя клана шимпанзе, готовиться пройти обряд инициации. Но накануне ночью на его племя нападают воинственные обезьяны, которые убивают большинство защитников (в том числе отца Ноя), а остальных уводят в рабство. Чудом уцелевший Ной решает вызволить свой народ и отправляется на поиски своих соплеменников.

Видео не может быть загружено.

«Планета обезьян: Новое царство» по идее создателей, должна была стать ремейком оригинального фильма 1967 года. Ремейка не дословного, но, скажем так, мягким перезапуском. Предыдущая трилогия как раз была создана, чтобы показать, как люди докатились до жизни такой. В новом фильме уже вовсю господствуют обезьяны, и одна из них является героем этой истории.

Мы никогда не питали симпатии к обновлённой трилогии «Планета обезьян». То обоснование смены ролями людей и обезьян, что новая франшиза предлагает, никогда не казалась нам убедительным. Поверхностное знакомство с антропологией говорит о том, что наши далёкие общие предки (у людей и человекоподобных приматов они общие) прошли сложный эволюционный путь длиною в миллионы лет, прежде чем их часть стала людьми. И дело здесь не только в возросших интеллектуальных способностях. Не менее важными эволюционными факторами превращения в современного человека стали прямохождение, изменение скелета и формирование силового захвата кистью. Последнее особенно важно, потому что обычные обезьяны не смогут своими руками работать с предметами так, как люди. Какими бы умными эти приматы не были. Для подобной адаптации нужны сотни тысяч, миллионы лет. В общем, с этой точки зрения франшиза в наших глазах проваливалась сразу. Четвёртая часть исключением не становится.

Выдающейся в этом фильме можно назвать только графику: визуально обезьянки кажутся едва ли не живее их настоящих прототипов. По словам самих создателей, они равнялись на уровень второго «Аватара». И это заметно. Картинка в фильме и правда впечатляет. Движения и прорисовка приматов удались ничуть не хуже, чем животный мир Пандоры у Кэмерона. Бюджет в $160 млн здесь виден буквально невооруженным глазом. Если вы киноман-визуалист, для которого содержание ленты вторично её форме, то это кино не станет для вас пустой потерей времени. Но вот многих других этот фильм оставит разочарованными.

Сюжет фильма расскажет достаточно предсказуемую историю с финальным сюжетным твистом. Вдаваться в подробности не станем, иначе пропадёт последний интерес смотреть это действо. Скажем лишь, что для двух с половиной часов хронометража местного сюжета не хватает. Бодрое динамичное начало сменяется очень тягучей серединой, в которой повествование беспросветно тонет. Ной идёт по следу захватчиков, знакомится с мудрым орангутангом, последователем идей Цезаря, и одичавшей девушкой по имени Мая. И эта часть фильма сильно провисает.

С другой стороны, местный сюжет медленно вводит зрителя в новый постапокалиптический сеттинг, в котором создатели хотят снять еще два фильма. Развязка также недвусмысленно намекает на продолжение. На данный момент «новое царство» уже вышло в плюс по кассовым сборам, поэтому, скорее всего, продолжению суждено быть.

Местная драма ощущается лишь поверхностно: людей в повествовании нет, а приматы особого сочувствия не вызывают. Хоть и пытаются. Местный злодей – шимпанзе по имени Проксимус Цезарь – максимальное клише, причем с массой условностей. То у него есть почти армия верных воинов, то в решающий момент он оказывается практически один, без какой-либо поддержки. Хотя для своего клана он не делал ничего плохого – вёл их к процветанию путём захвата соседних земель и обогащения ресурсами. То есть был мудрым и расчетливым правителем, не лишенным тактического и стратегического гения. Если учесть, что обезьянье общество в фильме примерно соответствует человеческому в бронзовом веке, то такое поведение Проксимуса более чем логично обоснованно. Но в финале всё переигрывается и переиначивается на современные реалии в угоду будущим продолжениям.

Плохо понятно и устройство обезьяньих общин. Как приматы могут строить свои жилища, изготавливать предметы быта, эффективно использовать человеческие артефакты? Древние люди сотни тысяч лет обитали в пещерах и на примитивных временных стоянках, прежде чем научились строить постоянные жилища, возводить поселения. Здесь же обезьяны спустя триста лет ведут вполне себе оседлый образ жизни, приручили лошадей и орлов (которые, добывают им рыбу!), чтут традиции предков и заветы того самого Цезаря… В общем, намешали всего понемногу, лишь бы выглядело оригинально. Но нас это не впечатлило.

Эпикриз: наверное, посмотреть это кино стоит, но только людям неискушенным, либо тем, кто хочет полюбоваться красивой картинкой. Для летнего блокбастера этот фильм слишком долог и скучен.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Сергей Чугунов

12.07.2024 17:00

Просмотров: 2140