Пока Николас Мадуро пытается удержать Венесуэлу на срединном пути, Россия готовится защищать свои 17 миллиардов

Венесуэла: покой им только снится

Латиноамериканская страна Венесуэла пережила очередную попытку проамериканского мятежа. Правящий в стране режим преемника Уго Чавеса Николаса Мадуро устоял и в этот раз, несмотря на мощную поддержку путчистам со стороны США и их союзников. Тем не менее Венесуэла продолжает находиться в затяжном экономическом и политическом кризисе, причины нестабильности не устранены, а, значит, новая попытка свержения власти не за горами.

Старт мятежу дал массовый митинг оппозиции в столице страны Каракасе. В ходе собрания оппозиционный глава парламента Хуан Гуайдо объявил себя «президентом» и принес уличную присягу перед своими сторонниками. Нечто подобное, кстати, имело место на Украине в самом конце 2004 года – когда посчитавший себя победителем выборов Виктор Ющенко «принес присягу» в полупустом парламенте, перед сочувствующими ему депутатами. Разница в том, что никаких выборов в Венесуэле в эти дни не проходило, а легитимность переизбранного в начале января на новый срок президента Николаса Мадуро подтвердили Верховный суд и другие инстанции.

«Признали» в Твиттере и Википедии

Тем не менее «инаугурацию» оппозиционера буквально через три минуты (!) «признал» в своем твиттере президент США Дональд Трамп. Его примеру последовали ориентирующиеся на США режимы ряда латиноамериканских стран – Аргентины, Бразилии, Чили, Перу. Наибольшим лизоблюдством отметились проамериканские лидеры Украины и Грузии – Петр Порошенко и Саломе Зурабишвили. Представители стран с нулевым весом и влиянием в латиноамериканском регионе уж слишком явно поспешили встать впереди паровоза венесуэльского мятежа, словно бы напоминая всему миру, что их собственные режимы являются результатом точно таких же переворотов.

Не удивила и российская либеральная оппозиция. Алексей Навальный одобрительно отозвался о твите Трампа, заявив, что Мадуро с Чавесом «довели богатую нефтью Венесуэлу до ручки». Что тут скажешь... Чависты довели страну до ручки, по большому счету, одним: надо было сразу, как и обещали, национализировать весь сколько-нибудь крупный связанный с США бизнес, а они этого почему-то делать не хотят.

Впереди паровоза оказалась и российская «Википедия», авторы которой, не дожидаясь исхода событий, «признали» Хуана Гуайдо «президентом» страны.

Вики обновила информацию

С другой стороны, с резким осуждением действий оппозиции выступили Китай, турецкий лидер Реджеп Эрдоган, официальная Москва и ближайший союзник Мадуро в Латинской Америке – Куба.

«Признание» со стороны Трампа стало тем спусковым крючком, после которого уличные сторонники оппозиции в Венесуэле перешли к активным действиям: погромам, столкновениям с полицией, убийствам. А контролирующая львиную долю экономики страны проамериканская олигархия развернула кампанию экономического саботажа правительства – тут и забастовки крупнейших сетей супермаркетов и банков, и искусственные перебои со снабжением рядом товаров.

Мадуро наносит ответный удар

Мадуро не стал ждать, когда его свергнут, а взял, что называется, быка за рога. Против президента-самозванца началось уголовное расследование, а дипломатам из Штатов, чье посольство стало фактически теневым штабом переворота, указали на дверь и велели в течение 72 часов покинуть Венесуэлу. В ответ Дональд Трамп в свою очередь пригрозил военным вторжением в Венесуэлу, если Мадуро добровольно не сдаст власть американским протеже.

«Если Мадуро и его приспешники решат ответить насилием, если они решат причинить вред кому-либо из членов Национальной ассамблеи или любым другим легитимным должностным лицам в правительстве Венесуэлы, Соединенные Штаты будут рассматривать все возможные варианты действий», – заявил президент США.

Московский интерес

В игру вступила Москва. Сначала легитимность Мадуро и подтвердил Дмитрий Песков, заверив в полной поддержке законной власти Венесуэлы со стороны РФ. После чего глава думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий в своем заявлении назвал происходящее в Венесуэле попыткой США вмешаться в дела суверенного государства и выразил поддержку Мадуро.

«США с маниакальным упорством делают ставку на лидера оппозиции, который, по их мнению, должен сместить Мадуро и привести Венесуэлу к проамериканскому курсу. Тем самым они рассчитывают сломить один из немногих оплотов в Латинской Америке по противостоянию концепции однополярного мира. Мы все уже видели к чему приводит подобная политика на печальных примерах бывшей Югославии, Ливии, Ирака, Сирии, да и Украины. Ряд из этих стран утратила государственность, где-то разрушена экономика, а где-то идет война», – заявил Слуцкий.

Посол Венесуэлы в РФ Карлос Рафаэль Фарио Тортос заявил, что Мадуро, в случае обострения ситуации в стране, может обратиться к России за военной поддержкой.

Москве есть отчего беспокоиться. Дружба дружбой, но Россия вложила в экономику Венесуэлы в последние годы кругленькую сумму – только с 2006-го по 2018-й чавистский режим получил 17 миллиардов долларов кредитной помощи. Кроме того, Россия полностью перевооружила армию Венесуэлы и обучила ее личный состав. Среди запланированного на ближайшие годы – строительство авиабазы на острове Арчила, учебного центра армейской авиации, пункта материально-технического обеспечения ВМФ и другие проекты. Так что защита Мадуро со стороны Москвы - совсем не благотворительность за счет российского налогоплательщика. Это – защита инвестиций.

Тем не менее прямую военную помощь в подавлении мятежа Москва Мадуро вряд ли окажет.

«…Какой ни есть, а Мадуро союзник, который вслед за Чавесом это старательно подчеркивал и демонстрировал. Венесуэла была готова на символические жесты, наподобие признания Абхазии и Южной Осетии, принимала российские бомбардировщики, последовательно поддерживала Москву в ООН и прочих организациях. Взять и просто принять к сведению смену власти под свист и улюлюканье США – несолидно. …У нас, между прочим, официальные отношения стратегического партнерства и между министерствами обороны подписано соглашение о военном сотрудничестве. …Прямая военная помощь – сомнительно, уж очень рискованно. Но не стоит исключать асимметричных ответов, особенно если венесуэльский кризис перерастет в типичное для Латамерики внутреннее противостояние с участием повстанческого движения», – прогнозирует российский эксперт-международник Федор Лукьянов.

Если пофантазировать, можно предположить, что одним из таких «ассиметричных» ответов может стать отправка в Южную Америку российских ЧВК – по примеру Сирии, где подобная схема уже отработана. И об этом уже говорят.

Время истекает

Но, похоже, скептики недооценили крепость позиций Мадуро в армии, госаппарате и среди поддерживающей чавистскую политику венесуэльской «улицы». «Сколько ни кричала Би-би-си, мол, народ сотнями тысяч выходит на улицы свергнуть кровавого диктатора Мадуро – народ вышел на улицы и пошел на бейсбольный матч. Играли Leones Caracas и Cardinales de Lara, а пропустить такой матч ради политики венесуэльцы не захотели», – отмечает известный журналист-международник Исраэль Шамир. По его словам, Трамп создал опасный прецедент: «Ведь завтра его противник – спикер Конгресса Нэнси Пелоси провозгласит себя президентом, что он тогда будет делать? Да и для России прецедент недопустим. Так послезавтра Трамп признает президентом России – Ходорковского, и превратит посольство на Новинском бульваре в штаб мятежа – что тогда делать будем?».

Ну а пока что ситуация такова: Мадуро держится, армия на его стороне, народ недоволен, но «на майдан» не идет. Однако и проблемы, расшатавшие ситуацию в стране, никуда не исчезли. Венесуэла представляет из себя очень печальную картину. Несмотря на нефторесурсы страны, и прочие возможности, чависты не сумели построить более-менее стабильную экономику. Мадуро и его администрация называют себя социалистами, однако их опыт показывает утопичность «среднего пути».

Балансировать между интересами олигархии и широких масс долго не получается. Либо подлинно социалистические преобразования: национализация базовых предприятий, банков, СМИ, монополия внешней торговли – меры, которые вырвут экономику из рук проштатовской олигархии. Либо половинчатые реформы, которые будут саботироваться той же олигархией. Серьезного улучшения жизни народа происходить не будет, к тому же, будет постоянная опасность правого переворота.

Половинчатая политика преемников Чавеса имеет свой запас прочности и его время, похоже, подошло к концу. Дальше – или радикальные реформы в политике и экономике, или системный крах и присоединение Венесуэлы к пулу тех стран региона, в которых уже местные правые и проамериканские силы пришли к власти.

Мятеж как традиция

Сами по себе мятежи и перевороты для Венесуэлы явление не новое, а, можно сказать, часть местной государственной традиции.

Первый переворот в стране произошел спустя пять лет после провозглашения независимости. В 1835 году от власти был отстранен второй президент Венесуэлы Хосе Мария Варгас. Мятеж был организован сторонниками оппозиционного кандидата Сантьяго Мариньо, который проиграл Варгасу на выборах. Свергнутый президент был отправлен в ссылку на остров Сент-Томас в Карибском море. Его возвращению к власти в том же году способствовал пользующийся авторитетом первый президент страны – Хосе Антонио Паэс.

В 1848 году уже Хосе Антонио Паэс предпринял попытку отстранить президента Хосе Тадео Манагаса, избранного на этот пост годом ранее. Однако мятеж был подавлен, и Паэс был вынужден покинуть страну. Позднее он вернулся на родину, где вновь стал главой государства, а затем в 1861 году объявил себя верховным диктатором. Побыв два года узурпатором, в 1863 году он отказался от власти и уехал жить в США.

В 1858 году венесуэльский генерал Хулиан Кастро возглавил борьбу против президента Хосе Тадео Монагаса. Глава государства был отстранен от власти и эмигрировал во Францию, вернувшись на родину спустя несколько лет.

В 1870 году в ходе переворота, организованного генералом Антонио Гусманом Бланко, был свергнут очередной президент – Гильермо Телль Вильегас.

В 1899 году влиятельный плантатор Сиприано Кастро, заручившись поддержкой военных, организовал переворот, в результате которого президент Венесуэлы Игнасио Андраде был изгнан из страны.

В 1908 году действующий президент Сиприано Кастро отправился на лечение в Европу, и власть немедленно захватил вице-президент Хуан Гомес. Он не дал Кастро возможности вернуться на родину, вынудив его жить в изгнании. Самого Гомеса также несколько раз пытались свергнуть, однако все мятежи были подавлены, и он оставался на посту до окончания президентского срока в 1913 году.

В 1945 году группой офицеров во главе с Ромуло Бетанкуром был свергнут президент Исаяс Медина Ангарита. Его заключили в тюрьму, а затем выслали в США.

В 1948 году путем переворота к власти в Венесуэле пришла военная хунта в составе Чальбо, Хименеса и Паэса. Свергнутый ими президент Ромуло Гальегос эмигрировал на Кубу, а затем жил в Мексике.

В декабре 1952 года член военной хунты Маркос Перес Хименес «по решению вооруженных сил» сместил ранее назначенного президента Хермана Суареса и сам стал главой государства.

В 1958 году в результате восстания, организованного оппозиционными партиями и поддержанного армией, диктатор Хименес бежал из страны. К власти пришла «временная правительственная хунта» во главе с контр-адмиралом Вольфгангом Ларрасабалем. В том же году против него было совершено две попытки переворота, но обе оказались неудачными.

В 1992 году попытку смещения президента Венесуэлы Карлоса Андреса Переса предприняли военные во главе с Уго Чавесом. Мятежники были арестованы и амнистированы спустя два года.

Последний по счету переворот имел место в 2002 году, когда проамериканская оппозиция во главе с Педро Кармона Эстанга пыталась отстранить с поста президента Уго Чавеса. После того как Чавес отказался подписывать документ об отставке, он был арестован и вывезен на базу ВВС на острове Ла-Орчила в Карибском море. Лишь поддержка народа тогда сорвала планы путчистов.

Лидия Григорьева

28.01.2019 17:30

Просмотров: 9394