Почему российских граждан вывозят из Сирии?

В Асаде

23 января два самолёта МЧС России привезли в Москву 77 беженцев из Сирии. В основном это были россиянки, вышедшие замуж за сирийцев, и их дети. Событие широко освещалось в СМИ, сам факт, что Россия вывозит из горячего региона своих граждан, может говорить о том, что в ближайшее время ситуация в Сирии способна ещё более обостриться. Повстанцы, как известно, испытывают острую неприязнь к поддерживающей сирийские власти России, и понятно, что наши граждане могут стать объектом расправы в случае падения режима Башара Асада. С другой стороны, официальная пропаганда уверяет нас, что Асад в целом контролирует обстановку в стране. Зачем же на самом деле граждан РФ эвакуируют из региона?

Александр РАР, научный директор Германо-Российского форума:

– Сейчас все страны вывозят своих граждан из этого пылающего региона. Одни уже давно своих вывезли, и я думаю, что Россия сейчас сделала то, что надо было сделать намного раньше. В Сирии действительно серьёзные проблемы, там идёт гражданская война, там сильно расколото общество. Ситуация может в любое время перевернуться таким образом, что Башар Асад или уйдёт, или его убьют, или он потеряет власть, и тогда может начаться резня. Поэтому, конечно, иностранные граждане не должны попасть под эту резню. То, что вслед за эвакуаций российских граждан из Сирии последовало обещание Владимира Путина оказать помощь Ливану в решении проблем беженцев из Сирии, для меня тоже не удивительно. Ливан – страна, которая просто не может принять у себя столько беженцев, если ей кто-то не будет оказывать помощь. Ведь из Сирии бегут не только россияне и европейцы, но и сами сирийцы, которые не хотят участвовать в той войне. И куда им бежать? Турция закрыла границы. Турция боится, что курдское население может к ним перебраться. Так что альтернатив не так уж и много.

Александр ШАРАВИН, директор Института политического и военного анализа:

– Эвакуацию российских граждан с каким-то отдельно взятым фактором увязывать я бы не стал. Здесь много всего накопилось. Ясно, что режиму Башара Асада не удержаться. Но сейчас всех занимает не этот вопрос, теперь главное на повестке дня – что будет после него. И американцы уже тоже прекрасно поняли, что в Сирии, может быть, произошёл самый худший вариант из всех так называемых арабских революций. Там сейчас действительно сильны позиции экстремистов, да и, в общем-то, «Аль-Каида» занимает мощную позицию. Поэтому мы и вынуждены эвакуировать своих людей – мы за них отвечаем, и ничего необычного, сверхъестественного здесь нет.

В последнее время нас часто обвиняли, что мы поддерживаем режим Асада. А что мы должны были делать? Просто отдать его, и всё? Нет сейчас уже никакой интриги – конфронтация идёт, и она накаляется. Мы давно уже кричали: что будет, когда Башар Асад уйдёт? На прошлой неделе Хиллари Клинтон, отчитываясь перед конгрессом, вынуждена была признать, что в результате всех этих «арабских революций» они утратили свои силы. А это уже констатация факта. Ответить на вопрос, что ждёт Сирию, вряд ли теперь кто сможет – ни американцы, ни мы, ни мировое сообщество. Там очень тяжёлая и непредсказуемая ситуация. В Сирии неоднородный состав населения – там проживают христиане, мусульмане, более того, мусульмане разных направлений. Поэтому междуусобица может быть, и может быть очень сильной. Кроме того, не стоит забывать, что в ходе сопротивления наибольшие потери как раз понесли люди прогрессивного направления, демократично настроенные люди, которые были в первых рядах сопротивления против Асада, с прозападным настроением. Но они понесли потери, и сегодня их влияние практически сведено к минимуму. Поэтому ситуация очень и очень сложная. Американцы сами ломают голову – что им со всем этим делать. Свергнуть Асада не проблема, и наше руководство не раз говорило: мы не занимаемся конкретной поддержкой этого режима, нас интересует, что будет потом. Это очень резонный вопрос. Но ответа на него пока никто дать не может.

Марк ЗАХАРОВ, художественный руководитель театра «Ленком»:

– К сожалению, простому человеку сложно понять, что же на самом деле происходит в Сирии – кто там прав, кто виноват и кто за что воюет. Но поскольку мы не всегда хорошо заботимся о своих гражданах и, наверное, уже накопилось какое-то негативное восприятие «такой заботы» , то рано или поздно эту заботу надо было проявлять. Поэтому я склоняюсь к тому, что эвакуация российских граждан из Сирии самолётами МЧС, а главное, широкое освещение этих событий в СМИ – это не только демонстрация заботы, но и реальное желание помочь нашим гражданам, оказавшимся в такой кровавой ситуации. И то, что госдеп США эвакуацию сразу увязал с ухудшением развития событий в Сирии, меня не удивляет – кому, как не им, знать, что может быть дальше. С их стороны это было не голословное утверждение, а констатация факта, основанная на более глубоких знаниях, чем есть у простых граждан.

Леонид КАЛАШНИКОВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам:

– Насколько мне известно, граждане России уже давно уехали из Сирии. И нашумевшая эвакуация на прошлой неделе с точки зрения пропаганды на сегодняшний день скорее минус, чем плюс. Вывезли оттуда мало людей, но при этом дали не очень хороший сигнал, в том числе и средствам массовой коммуникации, мол, всё теперь там будет плохо. Ведь подобные эвакуации, как правило, происходят в разгар кризиса. Но я бы этого о Сирии сегодня не сказал. Да, там такая обстановка, что нашим гражданам ни лучше, ни хуже уже просто не может быть. Но привязывать эвакуацию к какой-то стратегической ситуации или часу Х нельзя. В Сирии многие наши соотечественники лишись крова, им негде жить и некому им помочь. Поэтому эвакуация сегодня и происходит, а в остальном – ни лучше, ни хуже. Лучше, чем было год назад, – вряд ли, хуже, чем год назад, – я тоже так не сказал бы. Если объективно сравнивать, то и тогда и сейчас гибнут люди. Сколько времени такая ситуация будет продолжаться в Сирии, трудно сказать. Но думаю, что происходящие сейчас события в Мали немного отрезвили Запад. Ведь всё это произошло фактически с распадом страны и с терактом в Алжире. И это последствия того, что Запад натворил в Ливии. И Запад это тоже прекрасно понимает. Именно поэтому они сегодня на распутье и не знают, что им дальше предпринять.

Александр РАР, научный директор Германо-Российского форума
Александр ШАРАВИН, директор Института политического и военного анализа
Марк ЗАХАРОВ, художественный руководитель театра «Ленком»
Леонид КАЛАШНИКОВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам

Елена Ярошкина

25.01.2013 18:10

Просмотров: 3098