Почему «Газпром» хочет переключиться на мелкую автозаправочную розницу

Давят на газ

Правительству поручили оперативно решить все спорные моменты по переходу автомобильного транспорта на газомоторное топливо. Однако есть подозрение, что пользу от этого извлечёт «Газпром», а не автомобилисты и пассажиры общественного транспорта. Да и польза эта весьма сомнительная. Вряд ли мелкая розница скомпенсирует возможные потери от падения спроса на российский газ в Европе.

«Россия сегодня является мировым лидером по производству и добыче газа, но при этом мы занимаем крайне низкое место по использованию газомоторного топлива в экономике и потреблению населением. Хотя я также хочу отметить, что темпы роста у нас с 2000 года достаточно высокие: в 2000 году потребление составляло всего 68 млн кубических метров, то есть рост в пять раз за этот период, и за 2012 год – на 8%», – заявил на совещании, посвящённом этой проблеме, министр энергетики Александр Новак. По его словам, ещё в 1990 году объём потребления природного газа как газомоторного топлива был выше, чем сегодня, – примерно 500 млн кубометров.

За новый проект высказались многие чиновники

Переход автотранспорта на газомоторное топливо, по уверению главы Минэнерго, не только принесёт пользу экологии, но и даст развитие новым технологиям, создаст новые рабочие места и т.д. «В мире количество автомобилей, использующих газомоторное топливо, составляет 17 млн единиц, используются они в 80 странах на сегодняшний день. В России на сегодня используют компримированный природный газ всего примерно 100 тыс. автомобилей. Если быть точнее, 103 тыс. из 17 млн в мире», – сокрушался Новак.

Утверждённый правительством комплекс мер по стимулированию использования газа в качестве моторного топлива предусматривает на первоначальном этапе перевод на газомоторное топливо половины общественного транспорта в городах-миллионниках, трети – в городах с населением более 300 тыс. человек и 10% – в городах-стотысячниках.

Новак предложил для стимуляции газификации автотранспорта с 1 января 2014 года снизить или даже обнулить транспортный налог для транспортных средств, использующих газомоторное топливо. «Также предлагается снизить или обнулить ставки ввозной таможенной пошлины на импортируемые компоненты, не производящиеся в России, в том числе на автомобильные компоненты, для производства автомобилей и для производства комплекса автозаправок», – добавил он.

Глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, в свою очередь, попросил президента возобновить программу утилизации старых авто, только менять их на газомоторные.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что нужно синхронизировать программы поставщиков топлива и техники с возможностями потребителей, на что президент дал соответствующие поручения. Почти немедленно Роснефть подписала соглашение с «Фольк­с-вагеном» – лидером европейского рынка по использованию газомоторного топлива для автомобилей. Пилотный проект по оснащению заправок газом будет реализован в Сочи.

Нам предлагают не тот баллон

В свете недавнего взрыва баллона с газом в московском автобусе такая активность может показаться странной. Но ещё более странной выглядит активность «Газпрома».

Дело в том, что газ, на котором работают российские автомобили, – это сжиженная под давлением смесь пропана и бутана, которые получают при переработки нефти. Но при чём тут «Газпром»?

Всё дело в том, что, судя по стенограмме совещания, его участники постоянно говорят о газомоторном топливе, не говоря, о каком именно газе идёт речь. И только глава Минэнерго проговорился. «У нас на сегодня отсутствует сжиженный природный газ в перечне разрешённых видов моторного топлива», – сказал он, перечисляя проблемы с использованием газомоторного топлива.

Природный сжиженный газ – это совсем не то, что сегодня используется на транспорте. Это метан, и технология его сжижения более сложна, чем сжатие пропан-бутановой смеси, и предусматривает использование низких температур. Есть сложности и с заправкой автомобилей, и с эксплуатацией. Так, бак, в котором хранится сжиженный газ, схож с термосом – ведь газ должен сохранять низкую температуру. Впрочем, как и в обычном термосе, температура всё же растёт, газ соответственно постепенно переходит в газообразное состояние. Поэтому в баке есть клапан, через который происходит испарение газа. И мало того, что в долго простаивающем автомобиле запас топлива может серьёзно уменьшиться – место стоянки такого транспорта должно отвечать весьма серьёзным параметрам безопасности.

Есть сложности и с инфраструктурой. Мало того, что технология сжижения природного газа в России не отработана – кстати, благодаря «Газпрому», в своё время он сделал ставку на трубопроводы, а не на сжижение газа. Самих заводов по сжижению природного газа практически нет. «К тому же технологии сжижения газа дорогостоящи, и их внедрение также потребует значительных вложений», – отмечает аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг.

Со строительством газозаправочных станций тоже проблемы. Прежде всего они, в отличие от АЗС с традиционным жидким топливом, взрывоопасны, отмечает глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. «На обычных АЗС ничего не взрывается, а о взрывах газа мы слышим постоянно, – говорит он. – Недаром газовые заправки проверяются Ростехнадзором, в то время как традиционные АЗС – только МЧС. Конечно, при соблюдении всех нормативов безопасности, более жёстких, кстати, для газомоторного топлива, ничего не произойдёт. Но тут встаёт вопрос человеческого фактора».

«Что касается безопасности – она достижима, но вопрос, какой ценой, – говорит Бирг. – К тому же распространение технологии будет зависеть от того, насколько потребители поверят в неё, в первую очередь в её безопасность».

Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверяет, что газомоторное топливо вовсе не так широко распространено в мире. «Это не слишком распространённый опыт, – говорит он. – К тому же это у нас газ значительно дешевле бензина, а в большинстве стран разница не столь существенна».

Вместо домов будут газифицировать транспорт

Почему и кто лоббирует идею перевода транспорта на сжиженный газ, понятно. Прежде всего это «Газпром», стремительно теряющий европейский рынок и страдающий от снижения мировых цен на газ. Ошибившись в стратегии развития, сегодня монополия хочет заставить заплатить за свои ошибки российских потребителей. Да и Роснефть сегодня активно взялась развивать газовое направление.

Но если для Сечина автомобильный рынок – хороший выход в условиях монополии «Газпрома» на «трубу», то самому-то газовому монополисту это зачем? В России средний уровень газификации, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, 64,4%. То есть потенциальный рынок – чуть меньше 40% территории страны. Неужели это меньше, чем 50% автобусов в немногих городах-миллионниках? Тем более что, по словам Бирга, один только общественный транспорт не обеспечит тех объёмов, на которые рассчитывают «Газпром» и Роснефть. А легковой и коммерческий транспорт на газ перевести будет сложно. «На мой взгляд, было бы гораздо эффективнее обеспечить газом промышленные предприятия и частных потребителей. Благо потребности в газе не удовлетворены ещё даже в весьма развитых регионах. К тому же внутренние цены на газ растут, как и запланировано», – удивляется аналитик.

Однако », – признался Зубков. «Также есть инвестиционные планы компании «Газпром газомоторное топливо». В 2013 году только будет выделен миллиард рублей», – добавляет Новак.

В общем, деньги хорошие. Ради них можно даже изменить нормы безопасности. По словам Новака, необходимо «актуализировать» требования промышленной и пожарной безопасности как относительно газозаправочных станций, так и в отношении транспорта.

Но, может быть, вопросы экологии перевешивают все доводы о дороговизне проекта и безопасности? Вряд ли газификация части общественного транспорта может существенно улучшить ситуацию с чистотой воздуха. Тут гораздо эффективнее и дешевле развивать электрический общественный транспорт – трамваи и троллейбусы. А для остального транспорта гораздо важнее переход на Евро-5, ликвидация автомобильных пробок, при которых концентрация выбросов максимальна, жёсткий контроль качества топлива.

«Мне эта идея не нравится. Идёт активное лоббирование, но непонятно, кто будет отвечать, если что-то случится. Всем нам памятен недавний взрыв газа в автобусе. Хорошо, что никто не погиб. А если будут взрываться баллоны со сжиженным газом? Ответят ли за возможную трагедию те, кто сейчас продвигает эту идею? Сомневаюсь», – резюмирует Похмелкин.

Татьяна Шестакова

20.05.2013 12:07

Просмотров: 2433