Официальное число нарушений в изоляторах временного содержания идёт на сотни
Камерная атмосфера
Число привлечённых к дисциплинарной ответственности сотрудников составило 745 человек, внесено 1116 представлений об устранении нарушений – против позапрошлогодних 500. Но по большому счёту в системе ИВС ничего не изменилось. Как и раньше, вместо 4 квадратных метров на одного заключённого приходится от силы 2. Большинство бывших КПЗ слишком старые и дряхлые – некоторые эксплуатируются с конца XIX века. Изменится ли что-то после шквала проверок, в Генеральной прокуратуре не знают: многое будет зависеть от территориальных органов МВД, которые, собственно, и курируют деятельность ИВС. А там, как правило, разводят руками – на качественное изменение содержания задержанных попросту не хватает средств.
Говоря «уставным» языком, ИВС – это камеры временного содержания лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления. В структуру ФСИН они не входят и тюрьмами не считаются. Помещают туда задержанных до решения суда об избрании меры пресечения либо заключённых на время проведения следственных действий и судебных слушаний. Условия содержания в изоляторе, как правило, намного менее жёсткие, чем в тюрьме или колонии. В УФСИН по Воронежской области, к примеру, однажды подсчитали, что 95% всех мобильных телефонов изымается у их подшефных именно после того, как они побывают в ИВС. «Грев» – алкоголь и наркотики – заключённым также чаще всего передают именно во время их пребывания в изоляторах.
Принципиальное отличие нынешних проверок от тех, что проводились ещё два года назад, состоит в том, что если раньше прокуроры лишь выявляли нарушения и информировали о них своё руководство, то теперь проверяющие пытаются добиться устранения нарушений закона «мерами прокурорского реагирования». В первую очередь – с помощью представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности. Число этих представлений за год выросло чуть ли не вдвое. «Позиция проверяющих не должна сводиться только к констатации фактов, – наставлял своих подопечных генпрокурор накануне массовых проверок ИВС. – Прокурор обязан принять меры, чтобы те, кому положено, изменили ситуацию». Меры приняли, гайки закрутили, вот только удалось ли изменить ситуацию в корне?
Видимо, всё-таки не удалось. Основные претензии остались те же, что и полтора года назад. Не соблюдаются режимные и санитарные нормы, правила пожарной безопасности, нарушаются права задержанных. Проверяющие констатировали множество фактов «ненадлежащего материально-бытового и медико-санитарного обеспечения задержанных, несоблюдения предельных сроков их содержания». Если перевести с казённого на русский, означает это следующее: в изоляторах нет оборудованных для прогулок дворов, да что там дворы – часто нет даже кранов с водопроводной водой, не говоря уже об организации трёхразового питания задержанных. Не хватает медикаментов. Впрочем, задержанные не жалуются – в прошлом году лишь шестеро из них обратились в суды, оспаривая условия своего содержания.
Между тем реконструкция ИВС – это не только вопрос комфортного содержания тех, кто имеет проблемы с законом. Всё гораздо сложнее. Согласно ведомственным инструкциям находиться вместе задержанным и арестованным категорически запрещено. Рецидивист должен сидеть отдельно от подозреваемого, попавшего за решётку в первый раз. На деле же лишь половина изоляторов может выполнить этот пункт инструкции.
Полтора года назад глава управления по надзору за производством дознания и оперативно-разыскной деятельностью генпрокуратуры Сергей Иванов сетовал, что соблюсти все нормы и требования российского и международного законодательства применительно к ИВС попросту невозможно – из-за негодного технического состояния помещений и нехватки в них места. А средств на реконструкцию в регионах нет, как и прежде. В Адыгее, к примеру, есть изолятор, построенный в 1903 году. А в Нижегородской области есть ИВС и того старше, постройки 1886 года. Новые могут построить только на деньги их местных бюджетов, но денег нет, нет и новых ИВС. Замкнутый круг. На осенней коллегии Генпрокуратуры 2011 года, в ходе которой и было принято решение о проверках в ИВС, собирались помимо прочего проконтролировать целевое освоение территориальными органами МВД выделяемых средств на строительство и реконструкцию ИВС, а также на проведение первоочередных работ по их капитальному ремонту. И что, проконтролировали? Об этом представители Генпрокуратуры почему-то помалкивают.
Просмотров: 2380