НАТО может по крымскому сценарию «отжать» у России Калининград

Прусская весна

По некоторым данным, целью недавних военных учений Североатлантического альянса у российских границ была отработка оккупации Калининградской области. Попутно решалась задача блокирования и разгрома Балтийского флота России. При этом, как подтверждают наши военные, альянс решил её настолько успешно, что министру обороны Сергею Шойгу пришлось спешно менять всё руководство Балтфлота. Что происходит – нам лишь угрожают или Запад действительно собирается воевать с Россией за калининградский эксклав?

Воссоединение Крыма с Россией, похоже, натолкнуло некоторых западных политиков на мысль, что им тоже неплохо бы разыграть нечто похожее. Иначе чем объяснить публикацию польским военным изданием Dziennik Zbrojny осенью 2014 года статьи с говорящим заголовком «За 48 часов польские войска могут быть под Калининградом»? От границ Речи Посполитой до столицы Восточной Пруссии и правда каких-то 40 километров. Так что же, поляки не шутят? Вот и бывший американский посол в РФ Майкл Макфол выразился недвусмысленно: «Кёнигсберг был немецким городом на протяжении многих веков. Означает ли это, что Германия имеет право аннексировать Калининград сейчас?»

На днях завершились военные учения альянса, в которых помимо Польши и трёх лимитрофов Прибалтики – стран–членов НАТО – приняли участие и две нейтральные страны – Швеция и Финляндия. «Попутно Америка передаёт своё тактическое ядерное оружие европейским странам для использования по объектам на территории России, – разъясняет член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. – Это значит, что неядерный уровень конфликта может быть пересмотрен. А у России, к слову, в Западном военном округе вообще нет тактического ядерного оружия». Что же до плана учений, то Коротченко считает: натовские военные учились на них, как эффективнее разгромить наш Балтийский флот и как с минимальными потерями оккупировать Калининградскую область. В общем, никаких шуток.

Отстоять область нашим военным вряд ли удастся

Впрочем, Игорь Коротченко отнюдь не считает, что воевать Запад начнёт уже завтра: «Пока решается вопрос продвижения инфраструктуры альянса к российским границам. Нам говорят: ну подумаешь, мы оставим у российской границы всего несколько наших подразделений. Но беда-то в том, что под эти сравнительно немногочисленные батальоны будет создана инфраструктура – склады, базы, аэродромы. Сегодня там будет немного техники, но завтра, за 24 часа, численность войск может возрасти многократно». А нам нечем на это будет ответить. Да и вообще, собираемся ли мы конфликтовать с НАТО? Не похоже, считает публицист Анатолий Несмиян: «Министр обороны России отдал распоряжение включить опознавательные системы на всех российских военных самолётах, летающих в районе Балтики. Тем самым наши военные с точки зрения их обнаружения стали обычными гражданскими самолётами. Сделано это в качестве меры по сближению с нашими западными партнёрами. Правда, пока НАТО не сообщает об ответной любезности, оно приходит в себя и не понимает, как реагировать на такое приглашение».

Между тем на границах Калининградской области происходит что-то необъяснимое. Вначале поляки отменили режим свободного передвижения из Калининградской области, а теперь приостановила его и Россия – причём бессрочно и без указания, когда он будет возобновлён. Завершившиеся на днях учения НАТО (одновременно в рамках двух программ, Baltops-2016 и Saber Strike) отрабатывали блокаду области с суши и моря – не с ними ли связан «кадровый холокост» на Балтийском флоте? Число подобных сообщений из региона уже перешло в новое качество: вишенкой на торте стала недавняя декларация Финляндии о намерении вступить в НАТО – заявление поспешное и явно принятое под давлением. Так что же происходит на самом деле? Вот как видят происходящее некоторые эксперты: открытого военного конфликта не будет, но Москве под предлогом снижения нестабильности и повышения безопасности региона будет предложено «демилитаризовать» Калининградскую область. Если российские власти заупрямятся, Запад реализует сценарий военной блокады наших портов на Балтике – схема-то уже отработанная. А далее «демилитаризованную» Калининградскую область втянут в различные экономические, а затем и военно-политические союзы с Западом – безо всякой оглядки на Москву. И тогда можно будет забыть о Восточной Пруссии как о части российской территории.

Это лишь один из прогнозов – полностью исключающий кровопролитие. Но есть, к сожалению, и другие. Блокада области – дело вполне осуществимое, её «узкое место» – снабжение эксклава. Защищать Калининградскую область невозможно в принципе, предупреждают военные, разве что угрожая тотальной войной с любым, кто рискнёт на неё посягнуть. Но все военные конфликты последнего времени большей частью локальны. А в случае локализации калининградского конфликта шансов удержать эту территорию у нас нет вообще.

Никакой угрозы нет – есть лишь желание «освоить» большие деньги

Но, может, с нами вообще никто и не собирается воевать, а всю истерию вокруг Калининградской области раздувают представители военно-промышленного комплекса, решившие подзаработать на военном угаре? «Это же очевидно! – убеждает писатель Максим Калашников. – Шойгу с Рогозиным с одержимостью советского генералитета убеждают всех, что завтра у нас война с НАТО, требуя под это выделить на программу вооружений 24 трлн рублей!» Только вдумайтесь: 24 триллиона! Или 360 млрд долларов. Пять годовых военных бюджетов СССР! «Цена заявленной ими программы – это почти все валютные резервы России, – недоумевает Калашников. – Два годовых федеральных бюджета!» Это же настоящий Клондайк для оборотистого «эффективного управляющего»! Вот и Калашников полагает, что дело никак не в войне, а в деньгах, которые можно извлечь из нагнетаемой истерии: «НАТО не собирается на нас нападать – Запад успешно нас бьёт экономически. Западу остаётся дождаться, когда экономика нашей страны накроется медным тазом. В этих условиях принятие требований Шойгу и Рогозина – это клепание новой горы оружия, которое не спасёт страну от краха точно так же, как гигантские арсеналы Советского Союза не предотвратили его разрушения изнутри».

К происходящему нынче подходит одна историческая аналогия. Как известно, в 1931 году красный маршал Тухачевский потребовал от государства строить по 20 тыс. танков в год – в условиях, когда в Стране Советов ещё не была создана соответствующая промышленная база. Прими Сталин требования Тухачевского, и тогдашняя экономика, которая, как и сегодня, напитывалась деньгами от сырьевого экспорта, в одночасье бы рухнула. А Сталин получил бы взамен кучу металлолома с негодной бронёй и слабенькими двигателями. История повторяется?

Влад Крымский

11.07.2016 08:26

Просмотров: 27465