Насколько большими могут стать китайские города
Предел достигнут
На пределе
Теперь местные власти решили, что пришло время сказать «довольно». Согласно документам, которые были опубликованы в августе, власти Шанхая планируют увеличить численность населения всего на 800 тыс человек в течение следующих 24 лет, на пути к превращению в «великолепный глобальный город».
Сдерживание роста населения в одном из самых динамичных районов Китая может показаться непрактичным. Но правительство, на самом деле, смотрит вперед: план предусматривает превращение Шанхая в высококлассный хаб в центре массивного «городского кластера», включающий 30 городских районов — с ошеломляющей общей численностью населения в 50 миллионов.
Будущее за кластерами
Это может показаться нелепым, но кластер Янцзы, как известно, является одним из по крайней мере 19 таких проектов, находящихся сейчас в работе. Идея заключается в том, чтобы использовать обширные площади и железнодорожную систему, большая часть которой является высокоскоростной, для улучшения интегрирования растущих городских районов Китая. Население трех больших кластеров — расположенные вдоль рек Чжуцзян и Янцзы, а также коридора Пекин-Тяньцзинь — будет насчитывать 50 миллионов человек или более.
Эффект может быть феноменальным. С одной стороны, это будет способствовать появлению крупных глобальных рынков труда и повысит уровень урбанизации страны, где по-прежнему более 40% населения живут в сельской местности. Кроме того, эти шаги должны стимулировать экономический рост и повысить эффективность экономики. С другой, это может помочь решить серьезную дилемму, с которой столкнулось государство — большинство крупнейших городов Китая уже достигли своих географических и демографических пределов.
«Увеличение плотности населения в городах больше не работает», — говорит Ален Берто, старший научный исследователь в Университете Нью-Йорка, который работал в Китае в течение многих десятилетий. Проблема, по его словам, заключается в том, что эти города становятся все более фрагментированными.
Жизнь в столице бьет по карману
Жилье в Шанхае и Пекине стало настолько дорогим, что небогатые граждане вынуждены жить в дальних пригородах, где пассажиры часто вынуждены стоять в очереди, чтобы попасть на станцию метро, не говоря уже о самом поезде. Результатом является избыток рабочей силы, которая не может быть использована работодателями, что в значительной степени противоречит цели урбанизации.
Кластеры же могут предложить эффективное решение. Теоретически, эти 50 миллионов человек из дельты Янцзы будут жить в пределах пригородов Шанхая. У них не будет нужды стремиться в переполненные городские районы, так как они смогут наслаждаться всеми преимуществами жизни в мегаполисе и будут избавлены от связанных с этим проблем.
Однако существует ряд прецедентов для использования такого подхода. Еще задолго до того, как был придуман термин «городской кластер», беспощадная экспансия Китая заставила городские районы начать слияние друг с другом. Наиболее заметным этот процесс был в дельте реки Чжуцзян, где Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Гонконг и несколько небольших городов объединились в неформальный кластер, который славится своим производством.
Естественность этого развития, однако, означает, что оно не потребовало вмешательства региональной власти для решения сопутствующих проблем — загруженности дорог, загрязненности, неэффективного субсидирования между соседями — и неравномерного распределения социальных услуг. Власти Китая надеются, что новые кластеры могут воспользоваться преимуществами старых, но сделают это более эффективно и организованно.
Будущие проблемы
Это будет не легко. Транспортная проблема стоит особенно остро: высокоскоростные железнодорожные линии и линии метро могут использоваться для путешествия из города в пригород, но чтобы добраться от станции до места работы или дома все равно необходим автомобиль.
Другой актуальной задачей будет прекращение продажи земли местными органами власти для финансирования инфраструктуры и услуг. Это вызывает дальнейшее разрастание, повышает стоимость общественных работ и ведет к появлению городов-призраков. Новые региональные власти также будут необходимы для управления кластерами, которые охватывают тысячи квадратных миль и десятки миллионов людей.
Все это будет трудно. Но в будущем китайские городские кластеры могут стать ключевыми экономическими двигателями и, возможно, этот опыт начнут перенимать и другие страны.
Просмотров: 2598