На ремонт лифтов в России требуется 200 млрд рублей

Застряли навсегда

Почти треть лифтов в стране, действующих в жилых домах, либо находится в аварийном состоянии, либо требует капитального ремонта – таковы данные официальной статистики. Независимые эксперты говорят, что на самом деле количество лифтов, которыми уже сегодня небезопасно пользоваться, может быть около половины. И в ближайшие годы оно будет только увеличиваться.

О проблеме изношенности лифтового хозяйства в стране широко начали говорить в начале этого года, когда случилась трагедия в элитном столичном ЖК «Алые паруса». Факт, что тот случай не имел никакого отношения к изношенности самого лифта, только подтвердил самые серьёзные опасения: пользоваться какими бы то ни было лифтами в стране небезопасно.

Корни проблемы с лифтовым хозяйством уходят ещё в начало 90-х годов. С принятием в 1991 году закона о приватизации жилищного фонда государство взяло на себя ответственность в числе прочего провести и замену лифтового оборудования. В том же законе, кстати, говорилось и о необходимости капитального ремонта, который в результате так и не провели, из-за чего сегодня у нас есть непроходящая проблема с расселением аварийного жилья.

Как и в случае со стремительно ветшающим жилищным фондом, вопрос с изношенностью лифтов год от года только становится острее. «Только за четыре месяца, с конца прошлого года, произошло 20 несчастных случаев, погибли 14 человек, травмировано 10», – говорит гендиректор Ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис» Алексей Захаров. По данным думского комитета по жилищной политике и ЖКХ, за последние пять лет из-за аварий в лифтах в стране погибли 73 человека.

Ходите пешком

Проблему с лифтовым хозяйством признают и в Минстрое. По данным общественного совета ведомства, 30% всех имеющихся лифтов в стране уже выработали свой срок службы и должны быть заменены. В 22 регионах в стране в плачевном состоянии находится как минимум половина всех лифтов.

Узнать, нуждается ли ваш лифт в капитальном ремонте или замене, проще простого. Срок службы лифтов составляет 25 лет, а устанавливали их, естественно, тогда же, когда и был построен дом. Значит, все дома постройки 1991 года и раньше сегодня априори нуждаются в замене или серьёзном ремонте лифтового оборудования.

По подсчётам «Лифтсервиса» на решение проблемы понадобится порядка 200 млрд рублей: из более чем 430 тыс. лифтов, функционирующих сегодня в жилом секторе, замене или ремонту подлежат не менее 120 тыс. подъёмников.

Вопрос – где взять эти деньги. Как поясняют эксперты, в некоторых регионах сегодня есть соответствующие программы по замене лифтового оборудования, но общей системы или требований к разработке подобных программ пока не существует. Другими словами, если власти субъекта хотят и имеют финансовые возможности, лифты будут заменять. Не хотят или в бюджете нет денег – новых лифтов людям не видать.

Подъём без контроля

«Если лифт необходимо заменить, то это можно сделать двумя путями: либо попасть в федеральную или региональную программу по его замене, либо собрать необходимую сумму с жителей. Стоимость подобных работ составляет около 1,5 млн рублей. Работы можно проводить в рассрочку – на квартал, на шесть месяцев, на год», – поясняет первый зампред думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. На практике же попасть в региональную программу по замене лифта очень непросто. Как и в случае с аварийным и ветхим жильём, чиновники не спешат признавать лифт негодным. Например, возраст грузового лифта в доме, где проживаю я, 48 лет. Но согласно региональной программе капремонта, ремонтировать или заменять лифт планируется только в 2027 году. По документам лифт несколько лет назад вроде как прошёл необходимый ремонт. По факту – просто сменилась эксплуатирующая компания.

Максимально запутанная и непрозрачная система контроля играет на руку чиновникам. Сегодня надзирать за лифтами призваны Росстандарт, Росаккредитация, Минпромторг, Госстройнадзор, Ростехнадзор, МЧС, Госжилинспекция, Роспотребнадзор и даже Минприроды, но в реальности строгого контроля нет. «Ситуацию усугубило снижение уровня государственного контроля и надзора за безопасной эксплуатацией лифтов, вывод их в 2013 году из категории «опасных производственных объектов». Это привело к необратимым последствиям в части увеличения смертности на лифтах», – говорит руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое Сергей Чернышов.

По факту получается, что единственные, к кому сегодня могут обратиться жители дома, где надо заменить или отремонтировать лифт, – это их управляющая компания. Однако беда в том, что УК взять деньги на ремонт или замену лифта просто неоткуда, кроме как собрать с жителей. Более того, УК, которая формально отвечает за исправность лифта, фактически далеко не всегда может проконтролировать этот процесс. «Они (УК. – Ред.) не ведут работы самостоятельно, а нанимают подрядные организации – обслуживающие компании, качество работы многих из них оставляет желать лучшего, – объясняет Елена Николаева. – Новоиспечённые обслуживающие компании, выигравшие электронные торги, нередко даже не выясняют причин остановки того или иного лифта. Придут, перезапустят, и на этом всё заканчивается. Заранее никакие механизмы не меняются – только когда что-то сломается».

Так что на поверку оказывается, что единственный по-настоящему действенный способ добиться сегодня замены лифта – это заплатить жизнью жильцов. Да и то не факт, что после скандала лифт просто не остановят, заставив жителей ходить пешком.

Сергей Креков, президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость:

– Каким образом регионы сейчас формируют планы по капремонту – для меня загадка. В каждом регионе своя история и свой подход. Но чтобы поменять ситуацию в обслуживании лифтов, их нужно отремонтировать. И кто-то должен за это заплатить. И источник финансирования этих работ – деньги граждан, собираемых на капитальный ремонт.

Прямой обязанности у управляющих компаний по ремонту лифтов нет. Муниципалитеты могут это делать, но только в рамках какой-то собственной целевой программы, денег на которую в текущей ситуации у них нет. Управляющие организации и муниципалитеты могут запланировать и выполнить эти работы за счёт средств, накопленных гражданами на капитальный ремонт.

Вот и получается, что к ситуации с лифтами как нельзя лучше подходит выражение о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Татьяна Нижегородская

04.07.2016 08:22

Просмотров: 4411