На форуме подписаны контракты и рамочные соглашения на строительства 10 круизных лайнеров

Когда поплывет белый пароход. Итоги «Невы-2025»

В современной России есть несколько форумов, на которых определяются основные направления развития отрасли. Для военно-морского флота это «Международный военно-морской салон», для гражданского судостроения – это выставка «Нева».

26 сентября закончила работу «Нева-2025». На ней ожидаемо были подписаны несколько крупных контрактов, касающихся строительства пассажирских судов – круизных лайнеров. В этой статье мы расскажем о последних новостях в области строительства круизных лайнеров для развития массового туризма.

История строительства пассажирских судов в современной России

История создания современного пассажирского флота в постсоветской России извилиста и замысловата. Иногда возникали ситуации, которых в нормальных условиях быть просто не должно. Но отрасль развивается, и есть надежда, что к 2030 году начнется планомерная замена устаревших судов. После развала СССР Россия потеряла практически весь свой морской пассажирский флот, а он был немаленький. В работе остались несколько пассажирских судов, работающих на субсидируемых государством пассажирских линиях на Севере и Дальнем Востоке. В речном флоте положение было лучше, костяк флота сохранился, но судак имеют большой возраст. Сегодня на реках страны сорокалетний теплоход считается нормальным явлением. На круизных линиях работают и шестидесятилетние суда. На реке, при должном обслуживании это вполне безопасно. Положение дел нужно было исправлять. Первой ласточкой стало полное переоборудование круизных лайнеров. Теплоход буквально разбирали полностью, до шпангоутов и обшивки и оснащая новым оборудованием. После такой работы судну изменяли номер проекта. Так были перестроены два теплохода. Это было вынужденным решением, очень дорогим, а самое главное, не решающим основную проблему отрасли – кардинальное обновление флота. Морское инженерное бюро разработало несколько проектов пассажирских судов и пассажирских паромов, по которым стали строиться новые теплоходы. Первым построили круизный лайнер «Штандарт» проекта PV09. Это первый и единственный в России частный круизный лайнер, на который нельзя купить билеты в свободной продаже. С головным лайнером семейства PV300VD, который должен был стать самым крупным пассажирским судном класса «река-море» в стране, произошла грустная история, которой, в принципе, быть не должно. Суда строятся по лизинговой схеме. Строить решили на верфи «Лотос» в Астраханской области, которая за всю свою историю не построила ни одного пассажирского судна. А самое главное, после закладки теплохода и начала строительства, чиновники потребовали внести изменения в проект. Они решили заменить главный двигатель с финского на японский. Это потребовало серьезной корректировки проекта. В результате строительство лайнера продолжается рекордные девять лет и до сих пор не закончено. За время строительства ему даже поменяли название. Заложили теплоход, и начали строить как «Петра Великого», а достроить никак не могут «Владимира Жириновского». Об этом лайнере мы еще расскажем чуть ниже. Заказчик – компания «Мостурфлот», входящая в «Речной альянс» – тройку крупнейших в стране круизных судоходных компаний не может определить, в навигацию какого года лайнер начнет работать. Второй теплоход «трехсотого» семейства проекта PV300, «Мустай Карим», построили по-другому. Компания «ВодоходЪ» выбрала в качестве строителя нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово». Лайнер построили за три года, и с 2020 года «Мустай Карим» совершает круизы по рекам страны и прибрежным морским акваториям. В настоящее время компания «ВодоходЪ» является лидером в стране по усилиям по обновлению флота. Иногда на этом пути ещё подстерегали неудачи. Так, «ВодоходЪ» заказал строительство в Финляндии трех морских экспедиционных круизных лайнеров ледового класса для круизов на Севере и Дальнем Востоке. Но грянули известные события, и эти три лайнера вошли во флот одной из зарубежных судоходных компаний. По заказу «ВодоходЪ» был разработан уменьшенный вариант «Карима» на 180 пассажиров. Проект получил номер 00840 шифр «Карелия» «ВодоходЪ» заказал «Красному Сормову» строительство трех лайнеров этого типа. Недавно, головной теплоход, названный «Николай Жарков» был спущен на воду. Круизная компания уверена, что первой для него станет навигация 2026 года. Билеты на круизы на «Жаркове» уже в продаже. Второе судно «Михаил Жванецкий» заложили 26 мая 2023 года, а третье – 22 июня 2023 года. Были построены два пассажирских судна для пассажирской линии Сахалин – Курильские острова проекта PV22 и два железнодорожно-пассажирских парома для переправы на Сахалин Ванино – Холмск проекта СNF-11CPD. Строятся два речных пассажирских теплохода проекта А45-90.2 для транспортной линии на Енисее (работающие сейчас на этой реке теплоходы имеют возраст 70 лет) и автомобильно-пассажирского парома проекта СNF-22 для работы на Камчатской линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский. Об этих событиях подробно рассказано в цикле статей «Когда поплывет белый пароход» – «Когда поплывет белый пароход», «Когда поплывет белый пароход – 2»,«Когда поплывет белый пароход. Продолжение», «Когда поплывёт белый пароход. Тихий океан», «Когда поплывет белый пароход. Долгострои» и «Когда поплывет белый пароход. Спуски на воду по графику». Процесс замены пассажирского флота пошел, но пока он «точечный», а не массовый. Возможно, изменения появятся после работы «Невы-2025».

Результаты и итоги работы «Невы-2025»

С 23 по 26 сентября в Санкт-Петербурге прошла XVIII Международная выставка по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «Нева-2025». Ожидаемо, были подписаны ряд контрактов и протоколов о намерениях, связанных со строительством круизных судов для отечественных судоходных компаний. Давайте рассмотрим, о чем шла речь в подписанных документах.

круизной отрасли России есть так называемая «Большая тройка» – официальное название «Речной альянс» – объединение трех крупнейших круизных компаний страны – ВодоходЪ», «Созвездие» и «Мостурфлот». Новости коснулись всех трех компаний.

Генеральный директор компании «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов рассказал о строительстве круизного лайнера на электродвижении. «ВодоходЪ» активно внедряет в свой флот электроходы, пока на уровне прогулочных судов. Об этом смотри статью «Необычные корабли. Электрические суда на реках страны». Судя по всему, это следующий этап – создание большого круизного лайнера – электрохода. Багаутдинов не раскрыл подробности, но, вероятно, речь идет о круизном лайнере для Байкала проекта RPV8714А разработанного компанией «Р-Флот». Длина судна 88 метров. В варианте круизного лайнера (размещение пассажиров в каютах) вместимость составляет 144 человека. В прогулочном варианте (пассажиры находятся в общественных помещениях и на палубах) – 200 человек. Первое судно, уже спущенное на воду, достраивается. Лайнер назвали «Баргузин». Всего планируется построить два лайнера. Генеральный директор «ВодоходЪ» рассказал, что это будет гибридное судно, а не чистый электроход, так как не во всех пунктах захода есть возможность подзарядить аккумуляторы. Одним из стимулов компании по переходу на электрические суда, отметил Багаутдинов, является более низкая стоимость электричества, чем дизельного топлива.

Неожиданно заявила о себе круизная компания «Созвездие». Компания подписала с ОСК протокол о намерениях по строительству 6 круизных лайнеров класса «река-море» типа «Сириус». Проект находится в стадии эскизного проектирования, поэтому говорить о сроках постройки пока не приходится. Объявлено, что теплоходы будут работать на всех реках европейской части страны, а также в прибрежных морских районах Балтийского, Азовского и Черного морей. В Белом море, судя по всему, они работать не смогут, так как их размеры превышают габариты шлюзов Беломоро-Балтийского канала. Предполагается, что длина лайнера составит 141 метр, пассажировместимость – 281 человек. Интересной особенностью этого проекта является то, что рулевая рубка не находится на самом верху, а опущена вниз Над ней расположена палуба с каютами и прогулочная солнечная палуба.

«Мостурфлот» тоже напомнил о себе, правда, это напоминание вызывает двоякие чувства. Отчаявшись достроить «Владимира Жириновского» (тот, которого при спуске нарекли «Петром Великим») на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области, было объявлено, что осенью теплоход перейдет в Санкт-Петербург и будет достроен на Балтийском судостроительном заводе, входящем в ОСК. Предполагается, что лайнер будет и сдан компании или в конце этого, или в первой половине 2026 года.

Кроме «Большой тройки» в России работают еще несколько крупных круизных судоходных компаний. Нижегородская «Гама» обновляет свой флот колесными теплоходами, что позволяет проводить круизы при малой воде на Оке – круизы «Московская кругосветка». О современных колесных теплоходах смотри статью «Гребное колесо на реке – анахронизм, или перспективное решение?».

Второй большой неожиданностью «Невы-2025» стал договор между Объединенной судостроительной корпорацией и круизной компанией «Донинтурфлот» (ранее носила название «Ортодокс») о строительстве трех круизных лайнеров типа «Карелия» проекта 00840 класса «река-море». Если строительство будет на «Красном Сормове» в Нижнем Новгороде, то серия будет состоять уже из 6 лайнеров, что позволит снизить их стоимость и уменьшить время строительства. «Донинтурфлот» – это крупная судоходная компания, работающая на всех реках европейской части страны и в прибрежных районах Азовского моря.

На европейских реках работают еще две крупные судоходные компании, которые пока не проявили себя по замене старого флота. Это «Спутник – Гермес» из Самары и «Волга-Wolga» из Перми. Возможно, это объясняется тем, что обе компании работают в сегменте недорогих круизов, и сегодня у них еще нет возможности заказывать новые суда.

Есть небольшие судоходные компании – такие, как «Русич» – имеющими лайнеры типа «река-море», которые также пока не проявляют интерес к обновлению флота.

Заключение

Прошедшая выставка дала мощный толчок строительству круизных теплоходов. Общее их количество к 2030 году составит 21 круизный лайнер и 2 пассажирских теплохода. Это немного по сравнению с работающими теплоходами советской эпохи, но уже достаточно для уверенности, что модернизация пассажирского флота страны началась.

Наверное, неправильно завершать статью на пессимистической ноте, но, как говорится, из песни слово не выкинешь. В последние годы стоимость речных круизов возросла кратно. На новые теплоходы сумма при покупке озвучивается со многими нулями. Так, «длинные» круизы в европейской части страны или круизы по сибирским рекам стоят от 300 000 до 900 000 рублей. Вполне возможна ситуация, когда на новые теплоходы билеты покупаться не будут. Но это покажет время.

Андрей Максимов

29.09.2025 10:18

Просмотров: 56