Москвичей пытались заставить платить за электричество дважды

Реформенное безобразие

Жители сразу двух округов Москвы – Восточного (ВАО) и Юго-Восточного (ЮВАО) – не до конца пришли в себя после истории с двойными платежами за электроэнергию. С начала года они стали получать платёжки одновременно от двух организаций – привычного уже «Мосэнергосбыта» и нового участника рынка «Русэнергосбыта М». Более того, поначалу обе эти компании призывали платить именно им, а не конкурентам. А ещё – плата для «Русэнергосбыта» оказалась фиксированной и включённой в единый платёжный документ (ЕПД), что также вызвало возмущение.

В середине марта стороны объявили о завершении конфликта, устранить нарушения предписало и управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве. Однако на интернет-форумах ВАО и ЮВАО по-прежнему кипят страсти. По официальной версии, в Москве началась демонополизация рынка сбыта энергии, что по законам экономики – только благо для потребителей. А горожанам кажется, что их банально надули. Дело тут в особенностях реформы ЖКХ по-российски. Судя по всему, в ближайшем будущем нас ждёт не один подобный конфликт.

Идеология реформ в области жилищно-коммунального хозяйства, которые со скрипом идут уже многие годы, в принципе понятна. Государство пытается внедрить в эту область рыночные отношения, чтобы превратить ЖКХ из убыточной отрасли в прибыльную, чтобы привлечь сюда инвестиции и повысить качество услуг. Чтобы, наконец, модернизировать наше ветхое и аварийноопасное коммунальное хозяйство. Соответственно на рынке должна быть конкуренция, что выгодно и покупателям услуг. Разные компании должны бороться за потребителей – и цену сбивать, и качество повышать.

Проблема только в том, что российский складывающийся рынок ЖКХ до сих пор лишён самого важного звена – самостоятельно думающего и выбирающего покупателя. Нас с вами то есть. Жители многоквартирных домов так и не соизволили создать товарищества собственников жилья или другие кооперации, они так и не хотят деятельно влиять на выбор управляющей компании. В результате в реальности совсем не они решают, с какими поставщиками коммунальных услуг заключить договоры и сколько им платить.

История в ВАО и ЮВАО началась с того, что местные ДЕЗы подписали договор о поставке электроэнергии с 1 января 2009 года с «Русэнергосбытом» вместо «Мос-энергосбыта». Жителей об этом, естественно, никто не спрашивал. Всё было наоборот. Как говорится в опубликованном 27 марта определении московского УФАС по этому делу, «органы исполнительной власти города Москвы, давая указания ГУП ДЕЗам районов ВАО и ЮВАО г. Москвы о заключении договоров энергоснабжения с ООО «Русэнергосбыт М», не реализовывали правомочия собственника, а использовали административно-властный ресурс, вмешавшись в гражданско-правовые отношения субъектов хозяйственной деятельности».

Под органами власти антимонопольная служба имеет в виду столичный комплекс городского хозяйства и префектуры. В общем, ДЕЗам приказали, и они взяли под козырёк.

Появление на рынке сбыта электричества второго игрока (до этого «Русэнергосбыт» работал только с крупными организациями) горожанам объяснялось вполне хорошей идеей – развитием конкуренции. Вот только, во-первых, сделано это было сверху. Одно дело, если бы «Русэнергосбыт» провёл рекламную кампанию и убедил жителей покупать электричество именно у него, но ничего подобного не было. Во-вторых, эксперимент был проведён из рук вон плохо.

Как следует из всё того же определения УФАС, гарантирующим поставщиком электроэнергии в Москве является «Мосэнергосбыт». Это значит, что «Русэнергосбыт» должен заключить с «Мосэнергосбытом» договор «в части приобретения электрической энергии для энергоснабжения потребителей ВАО и ЮВАО города Москвы». Однако на 1 января никакого договора не было. О заключении «мировой» между компаниями было объявлено на специальной пресс-конференции 12 марта. Однако до сих пор неясно, был ли подписан полноценный договор.

Получается, что «Мосэнергосбыт» имел право и дальше рассылать свои квитанции. Что и было сделано. В итоге (это уже от «Русэнергосбыта»). При этом, по свидетельству многочисленных очевидцев, оплатить в банке ЕПД за вычетом строчки «электроэнергия» не удавалось – в этом попросту отказывали. Мало того, одновременно начались сразу две информационные кампании, которые окончательно дезориентировали горожан.

16 января появляется официальное сообщение «Мосэнергосбыта»: «Оплачивать электроэнергию во избежание образования задолженности и её последующего взыскания жителям данных округов следует по платежным документам ОАО «Мосэнергосбыт». В сообщении также говорилось, что, до тех пор пока компания официально не сообщит о переводе платежей в ЕПД, они будут считаться недействительными. Через несколько дней появилось заявление префектуры Восточного административного округа, в котором сообщение «Мосэнергосбыта» назвали «дезинформацией жителей» и призвали жителей платить по единому платёжному документу (то есть «Русэнергосбыту»).

«Плата за электричество по отдельной платёжке – последний анахронизм, который будет ликвидирован в Восточном административном округе к весне 2009 года. Отныне все платежи по жилищно-коммунальным услугам, включая и платежи за электроэнергию, необходимо осуществлять в составе единого платёжного документа. А все прочие «квитанции на электричество» можно смело выбросить в мусорное ведро», – говорится в сообщении. Это, конечно, хорошо, вот только почему-то 80% москвичей предпочитают платить за электричество всё же по отдельной платёжке.

Дело здесь в том, что в традиционной квитанции потребитель указывает показания счётчика и платит за реально израсходованное электричество. А в ЕПД по умолчанию стоит средняя фиксированная сумма, которая раз в полгода требует перерасчёта. Как показывает практика, перерасчёт оказывается не в пользу потребителя: приходится доплачивать. Можно добиться того, чтобы и в ЕПД проставлялись реальные показатели. Но для этого нужно совершать дополнительные манипуляции: передавать собственные данные в районные расчётные центры. Вот только по указанным телефонам дозвониться не всегда можно. Более того, на прошедшем недавно в Мосгордуме «круглом столе» жители округов демонстрировали ЕПД, в которых по строке «электричество» заплатить предлагалось на несколько сотен рублей больше, чем горожане платили обычно.

Конечно, в этом случае перерасчёт показал бы переплату, которая пошла бы в счёт будущих платежей. Вот только не все готовы «одолжить» деньги энергетикам, да ещё и без процентов. К тому же, уверяют жители, специалисты «Русэнергосбыта» не приходили снимать показатели счётчиков на 1 января 2009 года. Так как же тогда делать перерасчёты?

Несколько лет назад систему с усреднёнными показателями пытался ввести «Мос-энерго». Тогда эта идея подверглась резкой критике со стороны мэра Юрия Лужкова.

«Сложность этой схемы такова, что для её понимания требуется по меньшей мере диплом доктора экономических наук, – заявил он. – Мы будем воевать с такими дурацкими принципами и, используя наши права, защищать потребителей».

В результате «Мосэнерго» предоставил выбор: платить по средним показателям с перерасчётами (это избавляет от необходимости заполнять бумажки) или платить в соответствии с показателями счётчика. С «Русэнергосбытом» этот выбор оказался формальным.

К началу февраля столичные власти вмешались в противостояние компаний в качестве арбитра: был подписан трёхсторонний «Регламент перехода гражданина-потребителя на обслуживание к другому поставщику электроэнергии», согласно которому граждане по собственному усмотрению могут выбирать поставщика, а стороны обязуются им в этом не препятствовать. Однако и в феврале свои счета потребителям вновь выставили обе организации. И лишь в середине марта, спустя три с половиной месяца после старта эксперимента, было объявлено о завершении конфликта. Однако достаточно полазить по форумам ВАО и ЮВАО, чтобы понять: как минимум неудобства жители испытывают до сих пор.

«Была сегодня в ЕИРЦ «Кузьминки» на Зеленодольской с соседкой. Соседка первая подавала документы на удаление из ЕПД статьи «энергоснабжение», и тут началось, –

пишет пользователь форума на ЮВАО.Ru с ником ПТЮ. – Гражданка отказалась учитывать уже имеющуюся оплату по электроэнергии «Мосэнергосбыту», потребовала, чтобы соседка написала сначала (в отдельном окне) отказ от «Мосэнергосбыта» с требованием перечисления уже оплаченной суммы «Русэнергосбыту», и только при наличии такого договора с «Русэнергосбытом» она переделает платёжку!» Жалуются люди и на то, что в некоторых банках по-прежнему отказываются принимать ЕПД без оплаты по строке «электричество».

Всё-таки, похоже, эта конкретная история в итоге завершится хеппи-эндом: городское руководство вмешалось, и вряд ли оно позволит развиваться конфликту. Однако больно уж симптоматичная история. Одно из последствий реформы ЖКХ таково: если жители сами не будут следить за управляющими компаниями, никто другой об этом не позаботится. Общее собрание дома, выбор способа управления, подписание договоров с управдомами – это не формальность. И даже если управдомом выбрали старый добрый ДЕЗ (как чаще всего и случается), контролировать его работу жильцы могут – но для начала надо хотя бы собраться вместе. Увы, в такую сознательность российских собственников жилья пока не очень-то верится. Поэтому история с двумя «сбытами» в Москве может вскоре показаться только цветочками.

Матвей Лебедев

30.03.2009 12:25

Просмотров: 3531