Министерство обороны объявило о создании первой в новейшей истории России речной флотилии

Речные флотилии Советского Союза. Волга, Днепр и Дон

Реки европейской части страны, особенно такие крупные, как Волга, Днепр и Дон, во все времена играли важную роль, как в экономической жизни, так и в обороне страны. Не стал исключением и ХХ век. На некоторых реках военные флотилии создавались заблаговременно. Такие флотилии состояли из речных боевых кораблей специальной постройки. Были флотилии, которые создавались на время ведения боевых действий в конкретном регионе.

Иногда, корабли и катера таких флотилий в полном составе переходили на другую реку, создавая при этом уже другую флотилию. В этой статье мы расскажем об истории речных флотилий на европейской части страны, и попробуем понять, что скрывается за объявлением о формировании новой, первой речной флотилии современной России.

Днепровская флотилия

Свой рассказ мы начнем с Днепровской военной флотилии. Причина в следующем. В советской военной доктрине 30-х годов важная роль отводилась Киевскому особому военному округу. Он был одним из основных в планах Генштаба СССР на отражение нападения, к которому наши военные готовились. Кроме развития сухопутных сил и ВВС, военное руководство страны так же приняло решение о формировании флотилии на Днепре, которая давала возможность как оборонительных, так и наступательных операции на Днепре, Припяти и Дунае.

Транспортировка бронекатеров Днепровской флотилии по железной дороге (фото: Wikimedia Commons/ mil.ru)

Первый раз военная флотилия на Днепре существовала с 1736 по 1739 годы, во время одной из многочисленных русско-турецких войн. Второй раз корабли под военно-морскими флагами появились на реке с 1919 по 1920 годы – во время Гражданской войны. Советское военное руководство задумалось о создании Днепровской флотилии в конце 20-х годов. Возможно, причиной послужил успех Амурской флотилии во время конфликта на КВЖД. Как бы то ни было, официально, Днепровская флотилия была сформирована в 1931 году. Приняли решение о проектировании и строительстве мониторов специально для Днепра. Они были значительно слабее амурских, но, как посчитали в Наркомате обороны, такие мощные корабли для Днепра не нужны. Проектировались два типа мониторов. Большой, проект СБ-12 был построен в единственном экземпляре. Иногда даже монитор «Ударный» называли плавучей батареей. Главным калибром корабля были два 130-мм орудия. Проект получился таким, каким получился, из-за того, что заказчик постоянно изменял и улучшал технические требования в ТЗ на разработку проекта. Второй тип монитора, малый, главный калибр которого состоял из двух 102-мм орудий – проект СБ-37 – строился серийно. Было построено 6 мониторов. Все эти корабли, а также монитор «Активный» для Амура спроектировали и построили в Киеве, на судостроительном заводе «Красная Кузница». После постройки, «Ударный» и 4 монитора проекта СБ-37 перешли на Дунай, а два остались на Днепре. С позиций сегодняшнего дня не совсем понятно, почему днепровские-дунайские мониторы были вооружены так откровенно слабо – 2 130-мм или 2 102-мм орудий. Напомним, что восстановленные в 30-е годы амурские мониторы имели три варианта орудий главного калибра: 4 152-мм, 4 130-мм, или 8 120-мм орудий. То, что называется, почувствуйте разницу. В Днепровскую флотилию третьего формирования (так иногда называют флотилию, действующую с 1931 по 1940 годы), входили также бронекатера проектов 1124 и 1125. минный заградитель «Колхозник» специальной постройки и вспомогательные суда. Штаб флотилии располагался в Киеве. Из-за геополитической обстановки того времени, Днепровская флотилия просуществовала недолго, В июне 1940 года её расформировали, а входящие в нее корабли и катера распределили по двум вновь сформированным флотилиям Дунайской и Пинской.

Памятник бронекатеру БК-13 в Волгограде БК-13 (фото: Wikimedia Commons/ AntiSR)

Пинская речная флотилия. Основой флотилии послужили польские малые мониторы. Дело в том, что в межвоенной Польше существовала своя Пинская флотилия. Польский Генштаб руководствовался похожими соображениями, и посчитал целесообразным иметь свою речную флотилию с 6 малыми мониторами типа «Гданьск» и «Варшава». После событий 1939 года, флотилия перешла под советский флаг, 5 польских монитора были переименованы, а корабельный состав усилили 4 мониторами проекта СБ-37 и катерами расформированной Днепровской флотилии.

Дунайская флотилия. Одновременно с вводом Красной Армии на территорию Польши, войска были введены в Бессарабию и Северную Буковину. Дунайская флотилия включала в себя, кроме мониторов, построенных в Киеве, катера и вспомогательные корабли, выделенные из состава Черноморского флота.

Монитор Железняков на постаменте в Киеве (фото: Wikimedia Commons/ Pavlo1)

Пинская флотилия была расформирована 6 октября 1941 года, а Дунайская – 21 ноября 1941 года. Такова была логика начального этапа Великой Отечественной войны. Из 7 мониторов, построенных в Киеве для днепровской флотилии, войну пережил только один – «Железняков» проекта СБ-37. Он прорвался в Черное море и воевал в составе Черноморского флота. После войны монитор «Железняков» установлен на постаменте в Киеве.

Днепровская флотилия четвертого формирования существовала с 1943 по 1951 годы. В её состав входили 23 бронекатера, 70 катеров различных классов и 6 плавучих батарей. По мере переноса линии фронта на запад, катера различных флотилий переходили на новые реки. Так, корабли Онежской флотилии передали в состав Волжской флотилии, а Онежскую – расформировали. После Сталинградской битвы корабли и катера с Волги передали в Азовскую и Днепровскую флотилии, а саму Волжскую флотилию после завершения разминирования Волги расформировали. Азовскую флотилию, после освобождения Таманского полуострова и Крыма переформировали в Дунайскую. А в зону ответственности Днепровской флотилии входили города Бобруйск, Варшава и Берлин.

Волжская военная флотилия второго формирования была создана 23 октября 1941 года. Главной базой флотилии стал Сталинград. Основой стали 7 канонерских лодок, переоборудованных из буксирных пароходов. Кроме них, в состав входили 14 бронекатеров проектов 1124 и 1125, 33 катерных тральщика (бывшие волжские речные разъездные катера) и две плавучие зенитные батареи. Это была классическая речная флотилия военного времени.

Днепровская флотилия. Наше время

В конце октября 2023 года появилась информация о проработке возможности формирования в составе Российского ВМФ флотилии, причем не указывалось, какой. В интернете появись статьи, рассматривающие различные варианты. Одним из основных кандидатов тогда была Ладожская флотилия. Дело в том, что два МРК проекта 22800 «Советск» и «Одинцово» осуществили опытно-боевое дежурство в Ладожском озере. Это давала значительные преимущества Балтийскому флоту, так как МРК могли наносить удары «Калибрами» и «Цирконами» находясь во внутренних водах России, не опасаясь ответного удара. Подробнее о том, что могло иметься ввиду в заявлении Замглавы Совбеза Дмитрия Медведева, смотри статью «Новая флотилия России».

В марте этого года ТАСС и РБК сообщили о заявлении теперь уже бывшего Министра обороны Шойгу о формировании Днепровской флотилии. Это заявление породило массу комментариев. Попробуем разобраться, что стоит за этими словами. На самом деле, всё не так однозначно.

130- мм орудие комплекса А-222 Берег (фото: Wikimedia Commons/ Leonidl)

Речной военный флот на Украине есть, но его очень мало. Несколько бронекатеров проекта 1204 (об этом проекте чуть ниже) служат в Морской охране Украины на Дунае. В марте 2022 года Украина воссоздала Днепровскую военную флотилию, мобилизовав в неё несколько речных прогулочных теплоходов типа «Москва» проекта Р-51 и разъездных катеров типа «Ярославец» проекта 376. Речной трамвайчик с тяжелым пулеметом в армейском камуфляже выглядит на реке несколько странно. Но на сегодня это все, что может Украина выделить для боевых действий на реке. Правда, западные страны передали и передают Украине несколько типов боевых катеров, но почти все они предназначены для патрулирования морских акваторий, хотя никто не сможет гарантировать, что их не будут использовать и на реках. Реально возможно – это использование полужестких надувных скоростных лодок для спецназа.

Рассмотрим, что на сегодня известно о российской Дунайской флотилии. Известно не много, а что знаем, рождает немало вопросов. Во-первых, зона ответственности флотилии, судя по названию, река Днепр. Сегодня как-то не упоминаются, что реки, протекавшие в европейской части СССР, такие, как Волга, Днепр и Дон, фактически, реками уже и не являются. Это цепочка водохранилищ, разделенных плотинами гидроэлектростанций и шлюзами для прохода судов. Учитывая, что Днепровская и Каховская плотина и шлюзы, расположенные на них, выведены из строя, то маневр катерами флотилии вдоль реки будет сложным и маловероятным. В перетаскивание катеров по берегу не очень-то верится. Надо учитывать господство в небе ударных беспилотников с обеих сторон. Танки поражаются регулярно и в большом количестве. То, что бронекатера будут защищены от ударов дронов с воздуха, маловероятно. Во-вторых, это задача, которую предстоит решать. Если главной целью является обеспечение переправ через Днепр, то для этой цели нужны армейские понтонные парки и надувные лодки, но никак не речные боевые корабли. Если задача новой флотилии будет в охране новой Государственной границы, то создавать флотилию должна Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России по образцу Пограничной флотилии на Амуре, а не ВМФ России. В-третьих, анализ корабельного состава и береговой обороны флотилии. Министерство обороны официально объявило, что в состав Днепровской флотилии войдет береговой подвижный артиллерийский комплекс А-222 «Берег». Что это такое? На базе колесной платформы смонтирована башня с 130-мм артиллерийским орудием АК-130, которым вооружали ракетные эсминцы и крейсера. В состав батареи, кроме 4 – 6 орудий, входит машина с мобильным центральным постом с системой управления МР-195 и две машины на той же платформе для обеспечения боевого дежурства. Это место, где расчеты орудий отдыхают и принимают пищу. После выдвижения с места постоянного базирования, дивизион пребывает в указанную точку на побережье, где может находиться несколько суток в режиме боевого дежурства. Дальность стрельбы орудий до 23 км. Интересно судьба этого комплекса. Он был принят на вооружение в 1996 году. По данным открытых источников, было выпущено 4 – 5 батарей (всего 36 орудий комплекса А-222). Известно об одном дивизионе, который первоначально входил в состав Береговой обороны Каспийской флотилии, потом был включен в состав Черноморского флота с базированием в Новороссийске. В 2014 году дивизион был перебазирован в Крым.

Артиллерийские катера проекта 1204 на переходе из Каспия в Азовское море у причала в Волгограде (фото: Wikimedia Commons/ SteSus85)

На сегодняшний день комплекс А-222 «Берег» стоит на вооружении только Черноморского флота. Это орудия с большим потенциалом, позволяющие поражать все виды целей, морских и воздушных. Орудия АК-130 входили в контур ПВО кораблей и могли наносить удары по берегу. Для чего комплекс А-222 нужен в Днепровской флотилии? Ответ однозначен. Он необходим только для ведения боевых действий в низовьях реки и в Днепровском и Бугском лиманах. Выше Каховки он просто не нужен. Появившаяся и широко тиражируемая информация о планируемом корабельном составе флотилии ставит еще больше вопросов. Интернет сообщает, что в состав флотилии войдут бронекатера (по официальной классификации артиллерийские катера) проекта 1204 шифр «Шмель» и десантные катера на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар». Вроде все логично. Но если начать разбираться, возникают вопросы. «Шмели» – это старые корабли постройки 60-х – 70-х годов ХХ века. Сегодня, в российском флоте их осталось всего несколько единиц в составе Каспийской флотилии – они охраняли акваторию дельты Волги и двенадцатифутовый рейд. Их еще в 2022 году перегнали на Азовское море. В интернете есть несколько фотографий, где эти бронекатера стоят в Керчи. Судя по всему, зона их ответственности – Азовское море. Они идеально подходят для службы на речной флотилии – собственно говоря, именно для этого они и были созданы – но их всего три – четыре единицы. Аналогичная ситуация и с «Кальмарами». В советском флоте их было достаточно много. «Кальмары» и их модификации («Касатка», «Мурена» и телеуправляемые тральщики) серийно строились в 70-х – 80-х годах ХХ века. Они использовались как самостоятельно, так и как средство для высадки десанта с БДК проекта 1174 шифр «Носорог». В советском флоте было три БДК этого проекта. Есть серьезные опасения, что на сегодня боеготовых катеров просто нет. Появились публикации, в которых высказывается мысль и об авиации флотилии – десантно-штурмовых вертолетах Ка-29. Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод – или флотилия, не смотря на название, должна будет действовать не на реке, а в прибрежных районах Днепро-Бугского лимана, или подобного рода информация – дезинформация, и об истинном назначении флотилии (если она реально будет создана) мы узнаем только после первых боев с её участием.

Андрей Максимов

22.05.2024 17:00

Просмотров: 2971