Коллекторы ужесточают методы по сбору долгов
Вышибалы пошли в отрыв
По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, за первые полгода на деятельность коллекторов от граждан поступило уже более 1,5 тыс. жалоб – столько же, сколько за весь прошлый год. Одна из причин – отсутствие роста доходов коллекторского бизнеса.
Впрочем, помимо объективных экономических причин «озлобления» коллекторов есть и субъективные, свойственные только российскому рынку. «У нас очень плохо развита процедура урегулирования проблемной задолженности между банком и клиентом. Если в других странах, когда у человека возникают проблемы с оплатой кредита, банк, как правило, пытается найти возможности для реструктуризации, то у нас кредиторы крайне неохотно пользуются этой процедурой, – объясняет руководитель банковской секции Союза защиты прав потребителей финансовых услуг (ФинПотребСоюз) Михаил Беляев. – Что до прощения долга или его частичного списания, то нашей кредитной системой подобные решения не приветствуются. Считается, что если долг будет прощаться, то это будет стимулировать других должников к невыплате».
А ведь в теории коллекторский бизнес мог бы быть выгоден и коллекторам, и должникам: купив «плохие» долги по бросовой цене у банка, коллекторы могли бы предлагать должникам погасить задолженность без штрафов и пеней и при этом сами оставались бы в прибыли. Однако российские выбивальщики долгов предпочитают действовать по другой схеме. Главным камнем преткновения, очевидно, является тот факт, что у нас отсутствует законодательное регулирование этого вида деятельности. Да и надзорного органа, контролирующего этот вид бизнеса, сегодня нет.
Интересно заметить, что и открытой официальной статистики о доходности коллекторского бизнеса тоже не существует. «Бизнес вообще, а российский особенно, не любит открытости своей внутренней кухни. Думаю, что эта информация останется непубличной до тех пор, пока на то не будет прямых указаний закона. Сегодня же у нас бизнес коллекторов практически никем не контролируется», – констатируют в ФинПотребСоюзе.
Впрочем, если судить по информации самих коллекторов, то жаловаться на бедное существование им не приходится. Так, по подсчётам агентства «Центр ЮСБ», маржинальность бизнеса за последнее время снизилась с былых 15–35% до 5–10% (за вычетом расходов на взыскание). Уровень, надо сказать, очень неплохой, когда речь идёт о легальном и прозрачном бизнесе. Но сами коллекторы, похоже, не готовы довольствоваться малым, предпочитая любыми средствами выбивать из заёмщиков максимум возможного.
Мнение
– Если коллектор нарушает закон (угрозы, ночные звонки, распространение конфиденциальной информации), то следует обратиться в полицию. Обязательно проверьте, насколько правомерна была передача долга коллектору. Если есть сомнения в такой правомерности, обращайтесь с претензией в банк. С прошлого года действует закон «О потребительском кредите (займе)», и любой человек, который получал кредит после 1 июля 2014 года, подписывал как минимум 16 индивидуальных условий. Среди этих индивидуальных условий – ваше разрешение или неразрешение на передачу долга другим лицам. Так что на этапе подписания кредитного договора у каждого из нас есть право запретить банку передавать долг кому-либо
Просмотров: 3856