Канализация в Бурятии губит Байкал и обогащает подрядчиков
Полмиллиарда слили
Не секрет, что вода в байкальские реки сбрасывается без должной очистки. Чтобы исправить ситуацию, только в Бурятии предполагается построить примерно два десятка очистных сооружений.
Однако до реализации многих из этих проектов у местных властей руки так и не дошли. Все ресурсы брошены на два «флагманских» объекта – очистные Северобайкальска и Улан-Удэ. И ситуация на них с каждым месяцем выглядит всё более тревожно.
Офшорное прошлое
Столица Бурятии Улан-Удэ стоит на главном притоке Байкала – реке Селенге. Ещё лет 10 назад стало известно, что в городских стоках предельно допустимая концентрация вредных примесей превышается в несколько раз. Чтобы исправить ситуацию, в 2017 году начались работы по реконструкции правобережных очистных. Стоимость работ на тот момент оценивалась в сумму более 12 млрд рублей – сейчас речь идёт уже как минимум о 15 миллиардах.
Реализация проекта была разбита на два этапа, в каждом этапе – несколько пусковых комплексов. Под каждый пусковой комплекс предполагалось искать подрядчиков – проектировщиков и строителей. При этом имелся и генподрядчик – ООО «ИБП». Юрлицо было учреждено двумя кипрскими компаниями, их конечные бенефициары не раскрывались. Плохая координация между подрядчиками и низкий уровень контроля над ними сразу же обернулись проблемами.
С 2017 по 2018 год строился первый пусковой комплекс. Работы пришлось приостановить из-за ошибок в проекте. Переделывать его поручили новому проектировщику. В результате резко возросла смета. Чтобы и без того застопорившаяся стройка не остановилась совсем, федеральное правительство вынуждено было выделять деньги из резервного фонда. К примеру, в 2022 году в Улан-Удэ ушло 2,5 млрд рублей.
Получив дополнительные транши из Москвы, местные власти распрощались с генподрядчиком – ООО «ИБП». Появилась информация, что российские банки отказываются работать с непрозрачной офшорной структурой. Бурятские СМИ заговорили о том, что осваивавшая бюджетные миллиарды компания могла быть связана с украинским олигархом Игорем Коломойским* (в «ИБП» связи с ним отрицали).
По тем или иным причинам для гигантской стройки был найден новый генподрядчик – ФАУ «РосКапСтрой». Это федеральное автономное учреждение при Минстрое России. В цикле расследований о строительстве очистных на Волге «Наша Версия» уже упоминала эту структуру. Она, в частности, строит очистные в Нижнем Новгороде. Сроки там сдвигаются «вправо», а расходы растут. А теперь и в Улан-Удэ та же проблема. Вдобавок выяснилось, что государственная структура делает всё возможное, чтобы раздуть сметы и выкачать из бюджета как можно больше денег. И бурятские функционеры ей в этом, похоже, способствуют.
Разница в 10 раз
Мы имеем в виду сюжет, который разворачивался в конце прошлого и в начале этого года. В августе 2024 г. минфин Бурятии выписал предписание в адрес муниципального учреждения «Дирекция по реконструкции ПОСК» (аббревиатура означает «правобережные очистные сооружения канализации»). В документе говорится о завышении стоимости поставленного на объект оборудования почти на полмиллиарда рублей.
Здесь надо уточнить, что Дирекция по реконструкции ПОСК является заказчиком строительства очистных. И она заключала с генподрядчиком – «РосКапСтроем» – допсоглашение, в котором речь шла о повышении стоимости оборудования от изначальной сметы. Однако чиновники республиканского минфина выяснили, что оборудование было закуплено у поставщика и поставлено на объект ещё до подписания допсоглашения. А затем его стоимость на бумаге была увеличена на 437 млн рублей (при изначальной стоимости оборудования около 2 млрд рублей).
Минфин посчитал этот трюк нарушением бюджетного кодекса. Но муниципальная Дирекция по реконструкции ПОСК решила отстоять интересы «РосКапСтроя», своего генподрядчика. И для этого выиграла арбитражный процесс против минфина. В феврале 2025 года суд обязал ведомство отменить своё предписание.
Максимально упрощая, можно сказать, что чиновники республиканского минфина использовали в своих документах формулировки, которые позволили муниципальным функционерам отбиться от их претензий. А на кону были государственные деньги!
Эпизод этот особенно примечателен на фоне заявлений главы республики Алексея Цыденова, в которых он обещал провести построчную проверку смет, дабы избежать завышения расходов. А дело было так.
Прошлой осенью проконтролировать ход строек очистных в Бурятии приехала делегация чиновников и депутатов из Москвы. Депутат Госдумы Жанна Рябцева обратила внимание, что на Волге аналогичные по мощности очистные сооружения строились в 10 раз дешевле, чем на Байкале. В оправдание глава региона написал большой пост в своём телеграм-канале. Главный тезис – близ Байкала более жёсткие экологические требования, чем на Волге, это касается и строительных работ, и качества воды, которое в итоге нужно получить. К тому же есть особые требования по устойчивости к землетрясениям. Также Алексей Цыденов упирал на то, что всё согласовывается со структурами Минстроя, а «РосКапСтрой» является центром компетенций по строительству очистных в стране. Но даже при этом он признал, что 10-кратная разница в цене требует внимания. «Разница в стоимости слишком большая. Сделаем построчную сверку», – написал он. Правда, конкретно эти слова относились к стройке в Северобайкальске, а не в Улан-Удэ. Но ведь обеими стройками занимаются одни и те же люди! Не получилось ли так, что в одном месте проявили строгость, чтобы в другом дать волю?
Отставка как итог?
Впрочем, кадровые выводы, похоже, уже сделаны. На днях об уходе в отставку объявил зампред правительства Бурятии Евгений Луковников. Именно он курировал строительство инфраструктурных объектов, в том числе и очистных сооружений. Своё решение чиновник объяснил ухудшением здоровья. Но местная пресса тут же припомнила ему все грехи, скопившиеся за последние годы. Срыв сроков строительства моста через Уду стоимостью 7,5 млрд рублей, который должен был быть запущен ещё в 2024 году. Зашедшее в тупик строительство театра «Байкал» (в неготовом ещё здании треснули перекрытия). Коррупционный скандал со строительством трассы Улан-Удэ – Романовка – Чита (по соответствующему делу в мае задержан министр транспорта Бурятии Александр Гоге). Однако рост смет и сдвиг сроков на стройках очистных в этом списке могут быть наиболее вескими претензиями. Тем более что каждый лишний день стройки означает всё большее и большее загрязнение Байкала.
Ситуация вокруг очистных становится всё более напряжённой. В местных пабликах появилась пока не подтверждённая официально информация о проблемах с качеством строительства. Вроде бы бетон при отливе стенок аэротенков плохо провибрировали и он оказался пористым. Утверждается, что влага просачивается сквозь стенки, а значит, простоит сооружение недолго. А при такой аварии большое количество неочищенных вод попадёт напрямую в Селенгу.
Выглядят подобные информационные сливы как попытка окончательно утопить Евгения Луковникова. И этот результат, судя по всему, достигнут. Но остаётся вопрос: а что же на самом деле будет с чистотой сточных вод?
Справка
Три объекта по очистке сточных вод в Бурятии строится по личному поручению президента Владимира Путина.
В селе Выдрино к 2022 году за 89 млн рублей была возведена небольшая станция производительностью 300 кубометров в сутки. Этого объёма не хватает. Станция работает с отклонениями от проектных значений. Её собираются реконструировать, повысив мощность.
Очистные в Северобайкальске стоимостью более 3 млрд рублей планировалось сдать в 2025 году, работы шли с отставанием от графика, теперь строители стараются нагнать сроки.
Правобережные очистные в Улан-Удэ строят более восьми лет, за это время успели выполнить около трети объёма работ.
* Внесён Росфинмониторингом в перечень физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Просмотров: 2384