Как Эммануэль Макрон собирается выводить Францию из затянувшегося кризиса

Два столпа

Французское правительство представило руководящие принципы нового трудового кодекса, своей первой крупной реформы, направленной на укрепление экономики страны за счет предоставления большей гибкости компаниям, чтобы они адаптировались к условиям рынка. Следом будет идти вторая серьезная реформа - перестройка французского государства, на проведении которой настаивает кабинет президента Эммануэля Макрона.

Изменения в трудовом кодексе преследуют четыре основных цели. Во-первых, создать возможность прямых переговоров между работодателями и сотрудниками в малых и средних фирмах (на которые приходится 55% рабочей силы). Это даст возможность компаниям вести переговоры с избранными представителями, а не уполномоченными профсоюзами.

Во-вторых, социальный диалог в крупных фирмах будет упрощен путем объединения отдельных рабочих комитетов (гигиены, здоровья, безопасности и т.д.) в центральный орган. В-третьих, коллективные переговоры по заработной плате и занятости будут децентрализованы на национальном и/или отраслевом на уровне. Наконец, увольнение сотрудников станет легче и предсказуемее, в частности, с определением максимального и минимального уровней выплат, которые будут устанавливать трудовые суды.

Реформа трудового кодекса вскоре будет сопровождаться реформами системы страхования по безработице и профессиональной подготовки. В первом случае правительство вступит в союз с профсоюзами, чтобы обеспечить пособие по безработице всем категориям работников, включая самозанятых, и тех, кто добровольно ушел с работы ради поиска новой. Однако стоимость реформирования системы страхования по безработице составляет 3-5 млрд. евро, что может оказаться затруднительным с учетом бюджетных планов 2018 года, которые предусматривают сокращение расходов на 20 млрд. евро.

В целом реформа рынка труда призвана дать гибкость для компаний в вопросах найма и увольнения работников - что необходимо экономике, где рост обусловлен инновациями и творческими достижениями. Французский рынок труда в настоящее время страдает от огромного разрыва между квалифицированными работниками по долгосрочным контрактам и низкоквалифицированными, которые не могут найти постоянной работы. Реформа правительства направлена на то, чтобы снизить этот разрыв, увеличив социальную мобильность.

Второй столп экономической программы Макрона, реформа государства, имеет два основных компонента: пересмотр бюджетной политики и пересмотр системы государственных расходов. Здесь реформа также направлена на решение четырех давних проблем.

Во-первых, доходы от капитала облагаются слишком высокими налогами во Франции, по сравнению с другими развитыми странами, что препятствует инновациям и предпринимательству. Во-вторых, государственные деньги не инвестируются в самый экономически эффективный и способствующий росту способ. В-третьих, Франция страдает от множества административных барьеров, что порождает неэффективность при предоставлении государственных услуг. Наконец, Франция остается очень корпоративной страной с множеством систем здравоохранения, пенсионного обеспечения и семейных субсидий; в экономике, основанной на инновациях, где люди, вероятно, будут менять рабочие места и сектора на протяжении всей своей жизни, эта бюрократическая чаща становится источником неэффективности и риска.

На фискальном фронте Эммануэль Макрон сделал два важных шага. Во-первых, с точки зрения доходов прибыль от капитала будет облагаться налогом по фиксированной ставке 30%, тогда как до налогообложения капитала больше, чем рабочей силы. Во-вторых, налог на активы, не связанные с недвижимым имуществом, будет ликвидирован - шаг, призванный поощрять предпринимателей и новаторов.

Правительство пока не определилось с точными действиями по расходованию средств, хотя Макрон и его команда внимательно изучают реформы, проведенные Канадой и Швецией в 1990-х годах. В частности, правительство может принять решение о сокращении государственных служащих путем устранения некоторых административных уровней регионального и местного самоуправления и делегирования части административных задач автономным органам. Более того, правительство может - и должно - объединить все существующие пенсионные системы в единую (как это следует с системами социального обеспечения, медицинского страхования и семейных субсидий). Это позволило бы государству инвестировать в образование, страхование по безработице и инновации, соблюдая при этом свои европейские бюджетные обязательства.

После десятилетий, в течение которых Франция демонстрировала медленный рост и высокий уровень безработицы, а ее жесткие корпоративные институты блокировали все попытки реформирования, появилась новая надежда на перемены. Решения, принятые в следующем году, покажут, суждено ли этот надежде сбыться.

Алексей Свищёв

07.08.2018 13:00

Просмотров: 4430