История о том, как «великие комбинаторы» для своих нужд «выгрызли» предприятие космического приборостроения «Квант»

Ампутация по-ростовски

Рейдерские захваты сотрясают матушку Россию не первый год. Правоохранительные органы, как правило, воздают всем сестрам по серьгам. Но вот история, случившаяся в Ростове-на-Дону, поражает не только своим цинизмом, но и абсолютной слепотой-глухотой как следственных, так и правоохранительных органов.

Следователи-прокуроры, кажется, проспали стратегически важное предприятие космического приборостроения «Квант» (НПП КП «Квант»). Сегодня на «Кванте» хозяйничает сомнительный квартет, в составе которого есть и некие личности, не так давно покинувшие места заключения. Дурной сон? Реальность!

Основатель НПП «Квант», бессменный гендиректор, он же главный конструктор Вячеслав Мотин изгнан с родного предприятия. Как следствие всех этих «театральных» действий – инфаркт... Но и в таком состоянии Мотин продолжает бороться за возвращение предприятия государству. Губернатор области Василий Голубев в этой операции «Ампутация», похоже, занял позицию стороннего наблюдателя. Почему?

Таможня берёт добро

Всего 1 час 45 минут полёта над просторами любимой Родины – и ты уже в городе, щедро залитом солнцем... Небо над Москвой было серым, моросил дождь, а в Ростове-на-Дону – тепло и комфортно. И ощущение это в себе носишь до той поры, пока не откроешь папки с документами по изощрённому «захвату» предприятия, входящего в стратегически интегрированную структуру ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва. Оказывается, событиям, которые так жёстко развернулись на НПП «Квант», не один год. И Вячеслав Мотин вынужден был обороняться последние несколько лет. Листаю обращения к губернатору Голубеву, отмеченные то июнем 2011-го, то августом 2012 года. В первом случае к губернатору обращался руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин (умер в июне 2014 года) , во втором – президент РКК «Энергия» им. С.П. Королёва (уже бывший) Виталий Лопота.

«НПП «Квант» – одно из основных предприятий ракетно-космической промышленности, – сообщает в своём письме Поповкин, – создающих приборы ориентации космических аппаратов (КА). Этими приборами оснащаются пилотируемые космические аппараты, а также КА системы ГЛОНАСС, развёртывание которой находится под личным контролем президента Путина...»

«НПП «Квант» проводит разработку и поставку приборов ориентации пилотируемых КА «Союз-ТМА» и транспортных грузовых кораблей «Прогресс-М», – сообщает губернатору Голубеву Лопота, – это позволяет России успешно выполнять обязательства по программе МКС».

Вячеслав Николаевич Мотин – 23.10.1937 г. р. С 1994 года – гендиректор и главный конструктор ОАО «НПП КП «Квант». Доктор технических наук, академик Российской инженерной академии. Награждён орденами «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени, Дружбы, Почёта. Имеет почётные звания «Ветеран космонавтики России», «Заслуженный конструктор РФ».

Обращались к губернатору Голубеву и простые рабочие предприятия – тщетно.

Сегодня на календаре 2015 год. Василий Голубев предпочёл остаться в стороне от событий, которые девятым валом накатывали на предприятие. И как результат этих накатов в конце октября 2014 года НПП «Квант» неожиданно оказался в руках «великих комбинаторов». В кресло генерального директора вознёсся бывший зам Мотина Виктор Гергерт. Правой рукой Гергерта стал Вячеслав Стасев, бывший руководитель Таганрогской таможни. Несколько лет назад Стасев был привлечён за контрабанду в размере 1,7 млрд рублей. В этом громком деле участвовали восемь человек, в том числе бывший начальник Службы экономической безопасности УФСБ по Краснодарскому краю (!) Александр Молибога... Стасев провёл в СИЗО два года. Видимо, высокопоставленные друзья вытащили его на свободу. И складывается впечатление, что именно он возглавил кампанию по лишению Мотина собственности с целью овладения предприятием. Возможно, здесь не обошлось без дружеской поддержки зампрокурора города Пятигорска Игнатиади. Не случайно место регистрации ООО «Квант-Союз» было изменено и перенесено в город Пятигорск – предположительно, по местонахождению высокопоставленного покровителя, отец которого стал... одним из крупных участников предприятия.

Страсти-мордасти

Страсти вокруг «Кванта» кипят несколько лет. Что же послужило толчком, первопричиной? Об этом мы с Вячеславом Николаевичем Мотиным долго говорили по телефону (Мотин неважно себя чувствует, поэтому встречу мы перенесли).

Виктор Гергерт (слева) и Вячеслав Стасев (в центре) на проходной «Кванта» – в тот день, когда предприятие перешло в их руки

– Видимо, первопричина – в появлении Виктора Гергерта в начале 2000-х. Сегодня Гергерт сел на моё место. Но «Квант» долго не продержится. Я слишком поздно понял, с кем пришлось иметь дело. Ведь Гергерт, работая у меня заместителем, предложил создать ООО «Квант-Союз», якобы для того, чтобы избежать рейдерских захватов. 39 работников НПП КП «Квант», в том числе и мы с сыном Дмитрием, внесли в уставный капитал акции и сформировали необходимый пакет 50,9%. Я внёс 9430 акций, Гергерт – 79 (или 0,329%). Но вскоре доля Гергерта возросла до 21%. Как это произошло? Похоже на то, что он уговорил сотрудников «Кванта» продать ему доли...

В 2008 году Гергерт вдруг уволился. И занял должность гендиректора на Песчанокопском молочном заводе, который (какое странное совпадение) вскоре ... стал банкротом. По решению суда Гергерт должен отдать государству (Россельхозбанку) 8 млн рублей. Но, по-видимому, он прячется от приставов... После бегства с молочного завода Гергерт нигде не работал. На календаре был июль 2010 года. Как раз в то время вышел Стасев. Из СИЗО он, по всей видимости, прямиком пришёл к Гергерту.

Далее из рассказа Мотина следует, что они с сыном, поняв, что началось что-то неладное, подали заявления о выходе из состава участников «Квант-Союза». По выходе из общества Мотины получили вместо действительных долей (около 72%) имущество – акции НПП КП «Квант». Следом за Мотиными из общества вышли и другие участники. И в итоге в «Квант-Союзе» осталось 6 акционеров из 39. Всё было законно.

Смена декораций

30 апреля 2011 года в «Квант-Союзе» сменился гендиректор. Им стал человек Гергерта – Максим Иванов. На собрании участников ООО «Квант-Союз» доли вышедших из общества участников – 77,1% – были распределены между 6 участниками. Далее эти доли дарились, продавались, позднее уставный капитал общества был уменьшен в связи с тем, что после выхода участников из общества размер уставного капитала стал превышать активы общества. Таким образом, проведены все операции, подтверждающие законность выплаты стоимости действительных долей вышедших участников. Но «Квант-Союз» обратился в суд о признании сделки по выплате отцу и сыну Мотиным акций ОАО «НПП КП «Квант» недействительными. При этом закрывались глаза на то, что освободившиеся доли уже были распределены.

А судьи кто?

Дважды Арбитражный суд Ростовской области, дважды 15-й апелляционный арбитражный суд и один раз Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО) отказали «Квант-Союзу» в удовлетворении иска. Но вот 16 июля 2013 года тот же ФАС СКО рассмотрел иск ещё раз. И постановил признать сделку недействительной. Такое решение приняли два судьи из трёх. Председательствовавшая судья Афонина проголосовала против такого решения. И опубликовала особое мнение. Складывается интересная ситуация: если сделка по передаче акций признана недействительной, то по закону ООО «Квант-Союз» должно или восстановить своих бывших участников в обществе, или выплатить им деньги за акции. А это космическая сумма!

– Но таких денег у Гергерта и Ко нет, мы ни копейки не получили, – продолжает разговор Мотин, – а если они нас восстановят в обществе, то мы получим контрольный пакет акций. Мы требуем возврата наших семейных акций (36,5%), полученных от государства при приватизации завода...

Комбинация с приходом к власти Гергерта и его «соратников» имеет своей целью отнюдь не развитие производства. Судя по всему, их интересует недвижимость «Кванта». Это научно-образовательный комплекс «Вертикаль», 3 гектара земли для жилой застройки и другие объекты.

– Могу предположить, – сетует Вячеслав Николаевич , – что продавать объекты не будут. Есть некие хитрые схемы: к примеру, предприятие берёт кредит под залог недвижимости, а когда нужно будет платить по счетам, руководство объявляет: денег нет. Кредитор в счёт погашения долга заберёт «правильно» оценённый объект. И если не будут приняты жёсткие меры по возвращению стратегического предприятия для государственных задач, «Квант» может ожидать судьба Песчанокопского молочного завода.

Вместо послесловия

В неравной борьбе за предприятие и его государственную востребованность заслуженный учёный, конструктор Вячеслав Мотин потерял здоровье, но не веру в справедливость. Он неоднократно обращался с заявлениями в правоохранительные органы. Но Управление Следственного комитета РФ по Ростовской области, курируемое из Ставрополя заместителем главы СК РФ Борисом Карнауховым, не краснея, выносит несправедливые решения об отказе в возбуждении уголовного дела... Но об этом – в следующей части расследования «Ампутация по-ростовски».

Москва – Ростов-на-Дону – Азов

Надежда Попова

09.03.2015 00:00

Просмотров: 16733