Глава СУ-155 Михаил Балакин похоронил надежды 40 тысяч россиян на собственное жилье

Ловушка для дольщиков

Целый год понадобился правительству РФ для того, чтобы найти санатора для одного из крупнейших застройщиков страны, предприятия СУ-155. По итогам состоявшегося совещания у первого заместителя главы правительства РФ Игоря Шувалова, санацией СУ-155 займется банк «Российский капитал».

Оздоровление обанкротившегося застройщика станет дебютом «Российского капитала» в сфере санации не банковских, а промышленных объектов.

Партнером санатора выступит группа БИН – она будет контролировать работы по завершению строительства и продажу квартир.

Санация через распродажи

Изначально предполагалось, что для того, чтобы возобновить строительство незавершенных объектов СУ-155, понадобится «всего» 10-15 миллиардов рублей. При более детальном анализе сумма выросла вчетверо.

Минстрой уже сообщил: деньги «Российскому капиталу» для проведения санации будут выделены в этом году. В свою очередь госбанк-санатор, которому поручена достройка незавершенных объектов строительства, должен будет изыскать около 39 миллиардов рублей: в подвешенном состоянии оказались более 3 миллионов квадратных метров жилья и, соответственно, 40 тысяч дольщиков.

Найти необходимые для завершения строительства 39 миллиардов «Российский капитал» рассчитывает за счет продаж. Непроданные квартиры и офисы в недостроенных объектах могут, предположительно, принести 24 миллиарда рублей, еще 15 банк рассчитывает выручить от продажи активов СУ-155. По словам пресс-службы строительного холдинга, это станет вариантом «долгосрочного кредитования». Оборотные средства будут возвращаться по мере реализации квартир и активов, обещает СУ-155.

Что делать?

На сегодня дольщикам СУ-155 остается только громко негодовать – чем они и занимаются. Активисты провели уже три всероссийских народных митинга. Правда, не очень похоже, что их услышали. А ведь речь не о людях, покупавших лишнюю жилплощадь «про запас»: квартиры приобретались для себя, для детей и явно не той категорией покупателей, которые могут закрыть глаза на потерю вложенных в строительство сбережений.

Достройка начатых квартир останется в числе задач, поставленных перед временным управляющим СУ-155. Главное, чтобы на эту достройку хватило активов…

В Госдуме проблемой дольщиков СУ-155 занимается специально созданная рабочая группа.

Ее представитель, Олег Казенков, опасается:

«Активы компании выводятся, распродаются формально, чтобы покрыть текущую задолженность и закрыть дыры в балансе, то есть это теоретически. А практически мы видим ситуацию, при которой активы куда-то уходят, деньги в компанию приходят, но работа на стройках, за которыми мы наблюдаем, не возобновляется».

Дополнительная ловушка для дольщиков в том, что преобладающая часть договоров на покупку квартир (до 80% от общего числа) была заключена по схеме жилищно-строительного кооператива. На них не распространяются гарантии федерального закона 214 о долевом участии. В таком случае на получение именно квартир рассчитывать не приходится. Намного более вероятно, что людям просто вернут деньги: что, естественно, мало кого устроит.

Правда, сама ГК СУ-155, осознавая очевидную проблему, начала в этом году перевод части договоров с ЖСК в форму договоров долевого участия. Но – только в Московской области. Для остальных вложивших деньги вопрос по-прежнему открыт.

Не обманешь – не продашь?

Сложно сказать, почему отношения с покупателями квартир изначально оформлялись в форме договоров с ЖСК и был ли в этом какой-то умысел. Однако на сегодняшний день застройщикам сложившаяся ситуация, пожалуй, на руку: долги можно вернуть деньгами (стоимость в рублях на момент продажи – на этапе котлована), а недостроенные квартиры продать еще раз, уже по более актуальным ценам. Дольщики, правда, останутся с обесценившимися за несколько лет ожидания рублями на руках… Но ведь это их проблемы.

Неумелая (или наоборот, хорошо продуманная?) деятельность СУ-155 поставила в критическое положение примерно 40 тысяч россиян. Немалая часть (до 5 тысяч) «подвешенных дольщиков» сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, остальные в Москве, Балашихе, Домодедове, Долгопрудном, Елино, Звенигроде, Одинцово, Красноармейске, Ивантеевке, Павловском Посаде, Твери, Туле, Иваново, Калининграде, Калуге и Нижнем Новгороде. Строили с размахом. Пирамиду, что ли, строили?

Балакин сделал свое дело

Что же касается главы СУ-155 Михаила Балакина, то он… просто тихонько уходит со сцены. Иск о признании Михаила Балакина банкротом был подан Волго-Вятским банком Сбербанка РФ 29 октября, в Арбитражный суд Москвы. Заявление оставлено без рассмотрения, движение начнется, предположительно, лишь 11 декабря. Причина – «нет бумажки». Сбербанк не обеспечил суд выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подтверждающей статус Балакина как ИП, или его отсутствие.

В 2015 году состояние Балакина Forbes оценивал в $1,7 млрд (бизнесмен присутствовал в списках самых богатых людей страны по версии журнала Forbes с 2005 по 2015 год, в общемировом рейтинге – с 2010-го).

Сегодня Балакин, выступавший поручителем по кредитам, которые брали его собственные фирмы, оказался должен трем банкам суммарно 4 млрд руб. Сбербанку – 434 млн руб. (кредит на строительство жилья в Нижнем Новгороде), Россельхозбанку – 113 млн. рублей по кредиту Ивановской строительной компании и Росбанку – почти $60 млн по двум кредитным договорам. Как физлицо и собственник бизнеса, Михаил Балакин в этой сложной ситуации попадает под действие недавно вступившего в силу Закона «О банкротстве физических лиц». И – выходит из игры? Впрочем, представитель банка и ранее заявлял, что иск может быть урегулирован в досудебном порядке.

Остались еще вопросы о том, что делать теперь людям, которые вложились в проекты СУ-155, с кем судиться, расторгать ли договора, «брать ли деньгами» или ждать у моря погоды… А главное, вопрос о том, как мог вообще на рынке недвижимости нашей страны раздуться этот огромный пузырь, остается без ответа.

Лидия Григорьева

11.12.2015 16:58

Просмотров: 6459