Гиганты общепита хотят получить от государства льготы, по большей части осваивая бюджетные деньги

Заморить червячка

Омбудсмен Михаил Гончаров за речами о добросовестной конкуренции в ресторанном бизнесе и общепите скрывает, возможно, лоббизм интересов какого-то конкретного представителя крупного бизнеса. Не похоже, что МСП вырывают у корпораций-гигантов последний кусок. Кто стоит за предпринимаемыми попытками добиться налоговых льгот? Пробуем разобраться.

Правительство решило поддержать общепит. Этот сектор бизнеса в связи с вводимыми ограничениями, связанными с распространением коронавируса, оказался одним из наиболее пострадавших в пандемию. С начала 2022 года кафе и рестораны, чей годовой оборот не превысит 2 млрд рублей, будут освобождены от уплаты НДС. Принят закон, освобождающий общепит от уплаты налогов.

Занимательные миллиарды

Уже тогда, а это было в июне 2021 года, нам показалось, что ограничение условно. Какой ресторан сможет поднять такую выручку? Когда же общественный уполномоченный по вопросам крупного бизнеса в Москве Михаил Гончаров предложил федеральным органам власти расширить льготы на крупный бизнес, подняв порог ограничений до 15 млрд рублей в год, мы решили отыскать хотя бы несколько предприятий, попадающих под такие условия (оборот от 2-х до 15 млрд рублей). Действительно ли при освобождении от НДС только для малого и среднего предпринимательства (МСП) в сфере общепита мог «нарушиться принцип конкуренции», как выразился омбудсмен. Поясним, верхняя граница дохода для попадания в среднее предпринимательство законодатель опеределяет как раз в 2 млрд рублей. Но, почему показатель оборота должен составить не 3 или 5 млрд рублей, а именно 15? Насколько уместным был в такой ситуации пример, приведенный Михаилом Гончаровым: «Сейчас компания из сектора МСП с оборотом, допустим, 1,99 млрд рублей платит на несколько сотен миллионов рублей меньше, чем крупное предприятие с выручкой более 2 млрд рублей в год. То есть разница в обороте небольшая, а разница в налогообложении, по сути, ставит барьер переходу в крупный бизнес и его развитие. Такая ситуация возникла не намеренно, но мы хотим намеренно ее исправить?»

Кстати, со слов Гончарова, инициатива была с пониманием встречена Минпромторгом РФ, также идею поддержала бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева.

Проведя небольшой анализ состояния ресторанного рынка мы пришли ко мнению, что получение налоговых льгот желанно для любого бизнеса, большого либо малого. Скорее всего, именно этим, а не нарушением принципа конкурентности стоит обосновывать желание крупного бизнеса расширить границы (с хорошим запасом), чтобы соответствовать предъявляемым требованиям. Вряд ли интересы обычных ресторанов и кафе пересекаются с гигантами отрасли (за редким исключением).

Портал Руспрофайл.Ру по запросу основного вида деятельности: кафе, рестораны (в том числе доставка готовых блюд) и общепит с выручкой более 2 млн рублей выдал список из 65 компаний. А при увеличении выручки до показателя свыше 15 млрд – 7 компаний. Мы решили их перечислить:

Для примера, один и известнейших ресторанов Москвы «Савой» комфортно разместился в зоне малого предпринимательства. Судя по тому, что сайт www.savoy.ru указан как официальный сайт компании АО «Инфа-Отель», адрес данной фирмы и ресторана на Яндекс-картах также совпадают: Москва, улица Рождественка, 3/6с1, - можно предположить, что АО «Инфа-Отель» это юридическое лицо ресторана «Савой». Выручка компании за 2020 год, согласно данным портала Rusprofile.Ru, составила 126 млн рублей, что далеко не 2 млрд.

Оборот гарантирован

Если не принимать во внимание сети, работающие в России под международными брендами, то чуть ли не единственным конкурентом малых и средних предприятий остается сеть кафе «Му-му», которую представляет ООО «Фастлэнд», принадлежащее Андрею Деллосу. Эта сеть борется за клиентов на открытом рынке, и её годовой оборот в 2020 году составил 2,6 млрд рублей.

Другие гиганты общепита конкурируют, скорее, между собой, деля рынок госзаказов или специализируясь на обслуживании целых отраслей: нефте-газовых предприятий, армии, МВД, системы образования и прочих. Солдат нужно кормить в любом случае, здесь коронавирусные ограничения на оборот не влияют, главное – выиграть конкурс, а деньги в заявленном объеме поступят. Но почему бы не заработать под шумок еще и на льготах?

С военным ведомством гражданские фирмы работают через АО «Военторг» (учрежденное этим же ведомством), с которым у Минобороны заключен контракт на оказание услуг по организации питания военнослужащих. Партнерами «Военторга» являются 32 компании, среди которых многие имеют оборот, превышающий 2 млрд рублей:

Почти каждый из представителей компаний, связанный с этим важным и необходимым процессом по снабжению едой наших военнослужащих, мог иметь интерес заявить о неточности в формировании льгот.

Другой возможной фигурой, стоящей за обращением омбудсмена, мог бы быть президент группы компаний GoodFood, владелец московского комбината питания «Сатурн-ШБС-3» и предприятия "Руссоцкапитал" Игорь Баранов. «Сатурн-ШБС-3» – один из крупнейших поставщиков детского питания для Департамента образования города Москвы, отдельных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы и некоторых предприятий социальной направленности (например, с ГБУ Социальный Дом «Москворечье» было заключено 5 контрактов на сумму 525 894 404 рублей).

Третье заинтересованное лицо с большими возможностями – собственник компании ООО «Фастлэнд» Андрей Деллос. Во-первых, он реально конкурирует с малым и средним бизнесом (речь идет о сети «Му-му»), играя с ним на одном поля, борясь за одних и тех же клиентов. Во-вторых, оборот в 2,6 млрд не так сильно отличается от 2 млрд, а налогов могло бы выплачиваться на миллионы меньше, подними закон планку по обороту. А что цифра стоит именно 15 млрд – во-первых, как задел на будущее; во-вторых, как говорится, проси больше, получишь своё.

Владимир Идейный

05.11.2021 10:30

Просмотров: 7452