Гибель президента США во время Ялтинской конференции предотвратил русский шофёр
Рузвельт выжил чудом
Один из ключевых эпизодов 1945 года долгие годы замалчивался по обе стороны океана, и о том, что благодаря ловкости и высокому профессионализму советского водителя была предотвращена гибель президента США, знали лишь несколько человек.
Началось всё зимой 1945 года, когда шофёра-разведчика 1 категории НКГБ СССР 37-летнего Фёдора Ходакова направили в служебную командировку в Крым. Там с 4 по 11 февраля проходила историческая Ялтинская конференция глав правительств трёх союзных великих держав – Сталина, Черчилля и Рузвельта. Понятное дело, что встреча на высшем уровне была строго засекречена. Сегодня, правда, мы знаем даже её кодовое название – «Операция Аргонавт». Водитель Ходаков должен был исполнять обязанности личного прикреплённого водителя президента Америки. Дело в том, что советская сторона взяла на себя все обязательства по обеспечению безопасности участников конференции.
С целью предотвращения угрозы нападения немецкой авиации в Крыму установили радиолокаторы и зенитные пушки, готовые уничтожить любую приближающуюся цель противника. Военные корабли и подводные лодки стояли на страже морских подступов к полуострову. От Ялты до Севастополя проложили телеграфный кабель, соединённый с американским кораблём «Кэтоктин», откуда поддерживалась прямая связь с Вашингтоном. А на суше к каждому из лидеров Большой тройки был приписан советский водитель-военный…
По американским законам за безопасность президента отвечают его телохранители и служба безопасности. Однако в Крыму, по утверждению сотрудников охраны президента, СБ и личная охрана никак не могли решить, кто сядет за руль автомобиля главы США. Кстати говоря, для обслуживания американской делегации в Крым из-за океана доставили целый парк автомобилей – тяжёлые, бронированные «Линкольн» и два «Кадиллака-75», оснащённые 150- и 135-сильными форсированными двигателями, радиостанциями и противотуманными фарами.
Привезли и открытый бездверный джип «Виллис» со специально сконструированным для перевозки парализованного президента передним сиденьем с металлическим поручнем с правой стороны. Для сопровождающих лиц и охраны прибыло 20 седанов «Шевроле мастер де люкс». После Ялтинской конференции Рузвельт подарил их Советскому Союзу. Машины достались гаражу особого назначения…
3 февраля 1945 года президентский самолёт «Священная корона» сел на полевой аэродром города Саки близ Евпатории. Рузвельт оставался на борту до прибытия главы Великобритании и лишь тогда спустился на лётное поле на специально устроенном в его лайнере подъёмнике. Он в детстве перенёс полиомиелит, и у него были парализованы обе ноги. Телохранители под прикрытием сотрудников американской спецслужбы перенесли президента в открытый джип, за рулём которого находился Фёдор Ходаков. Он и доставил важную персону в резиденцию, выделенную на время проведения конференции, решавшей судьбу послевоенного мира. Спустя 60 лет Ходаков расскажет, что Рузвельт был одет в лёгкий костюм и чёрную пелерину и сидел, сняв фетровую шляпу, которую держал в руке. Выслушав гимны союзников, Рузвельт под звуки американского гимна медленно проехал мимо строя почётного караула, внимательно вглядываясь в лица советских солдат. Следом, дымя огромной, 20-сантиметровой сигарой, прошествовал Уинстон Черчилль.
После парада американского президента перенесли в крытый бронированный автомобиль и в сопровождении кортежа доставили к главному зданию Ливадийского дворца. Английская делегация располагалась чуть дальше – в резиденции Воронцовского дворца в Алупке. Советская – занимала Кореизский (бывший Юсуповский) дворец.
В тот, слава богу, не ставший роковым для Рузвельта и, что не менее важно, для непростых взаимоотношений союзников день Рузвельт в перерыве между заседаниями на управляемом Фёдором Ходаковым «Виллисе» направлялся по горной дороге в сторону Нижней Ореанды. Президент ехал в Алупку в гости к Черчиллю. Двое чернокожих телохранителей пересадили его из инвалидной коляски на правое переднее сиденье джипа и, видимо, неплотно замкнули специальные металлические перила, игравшие роль дверцы. Не заметил их оплошности и водитель, которому было доверено перевозить главу США. А ведь предстояло проехать километров 20.
«Мы двигались быстро, – рассказывал Фёдор Ходаков, – соблюдая одно из важнейших требований безопасности при передвижении высших сановных лиц. Но неожиданно на крутом повороте – типичном для серпантина крымских дорог – перила президентского «Виллиса» распахнулись, и Рузвельт, потеряв опору, как куль, стал вываливаться наружу – на горную дорогу. Президентские телохранители, застыв в оцепенении, даже не шелохнулись. Я, как и учили, вынужден был среагировать мгновенно. Не бросая руля, буквально на лету ухватил падающего главу США правой рукой. И, держа за загривок, втащил назад на пассажирское сиденье. И лишь после предпринятой меры спасения затормозил, остановился и заглушил мотор. Кортеж тут же остановился. К обмякшему и испуганному Рузвельту подбежали члены американской делегации, сотрудники охраны и впереди всех – личный врач, доктор Говард Бруэн. Состояние президента было удловлетворительным, беспокоила только боль в том месте, где его ухватил русский шофёр…»
Незадолго до кончины ветеран ГОНа вспоминал, как, оправившись от перенесённого шока, президент Штатов поблагодарил своего спасителя, а спустя некоторое время его вдова Элеонора, приехав в Советский Союз с частным визитом, попросила организовать встречу с советским водителем и лично высказала слова благодарности простому русскому парню со Смоленщины, предотвратившему страшную трагедию.
Свою признательность выражали и сотрудники американской СБ, но вот были ли они искренни? Уж слишком подозрительно выглядели и незамкнутые перила на горной дороге, и в оцепенении сидевшие сзади охранники, спокойно наблюдавшие, как их президент вываливается из машины на полном ходу. Мы знаем, как осложнились отношения СССР с США после смерти Рузвельта и прихода к власти Трумэна. А если бы смена президента в Америке произошла раньше, когда Запад ещё вёл тайные сепаратные переговоры с нацистами о возможном повороте «войны» против России? Слава богу, что страшные планы не удалось реализовать, и спустя 68 дней после благополучного исхода ЧП неподалёку от Ялты в СССР с гордостью праздновали День Великой Победы над гитлеровской Германией.
P.S. На все запросы журналистов и родственников Фёдора Ходакова с просьбой предоставить официальное подтверждение эпизода спасения Рузвельта от ФСО РФ чёткого ответа не последовало. Говорят, что в то время шофёр мог за такое ЧП с открывшейся дверцей не награду получить, а суровое взыскание. Но как же быть с восстановлением всей правды о войне? Неужели и спустя 65 лет невозможно признать подвиг офицера, предотвратившего благодаря своей мгновенной реакции возможный конфликт СССР и США?
Просмотров: 4703