Фальстарт: гендиректору российского вертолётного холдинга Александру Михееву не удалось сменить кресло
Судьба орденоносца
Информационное агентство ТАСС со ссылкой на генерального директора «Ростеха» сообщило, что контракт с генеральным директором холдинга «Вертолёты России» Александром Михеевым продлён до 2021 года. При этом Сергей Чемезов отметил, что «в настоящее время Александру Михееву предстоит в условиях турбулентного мирового вертолётного рынка не только укрепить позиции холдинга на традиционных рыночных нишах авиационной техники тяжёлого и среднего классов, но и выйти на новые перспективные рынки ряда стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока с новыми предложениями». Ситуация для Александра Михеева явно непростая. Продажи упали, финансовое положение холдинга не в лучшем состоянии. Загрузки основных сборочных заводов нет.
Именно поэтому всё последнее время, по всей видимости, осознавая пагубность своего положения, Александр Михеев прилагал усилия, чтобы сменить место своего функционирования. И казалось, заветная цель близка. Буквально недавно множество изданий предполагало, что до конца года он займёт должность гендиректора «Рособоронэкспорта», куда стремился довольно давно. Но, как теперь стало понятно, вброс информации в прессу был фальстартом. Скорее всего ему очень хотелось сесть в кресло Анатолия Исайкина, но и подковёрная борьба, которая велась между потенциальными претендентами, была нешуточная. Получается, Александр Михеев её проиграл и теперь вынужден до 2021 года нести ответственность за отрасль в нынешней непростой ситуации.
Именно ему придётся против всех законов физики запустить Ми-24 со скоростью 500 километров в час. Обещанный срок близится, но, видимо, не нашлось человека, который готов взять на себя ответственность за эту авантюру. Теперь Михееву придётся толкать этот вертолёт в прямом и переносном смысле. Надо же как-то разогнать его до обещанной скорости.
Видимо, в качестве компенсации, а также для законности обоснования возможной будущей амнистии Александру Михееву буквально в канун назначения вручили орден Александра Невского. А так как, по мнению автора этих строк, особых заслуг за «орденоносцем» не числится, то рассматривать столь высокую государственную награду стоит в привязке к нынешней должности как снижение степени риска.
Как добивают «Миля» и «Камова»
Действительно, ведь, судя по тому, что происходит, именно Александру Михееву может быть поручено вывести активы из подконтрольных ему вертолётных предприятий. Скорее всего это делается перед продажей АО «Вертолёты России» иностранцам. Так, приказом № 0045-УК от 20.04.2016 (на снимке) под видом создания единого центра облуживания предприятий холдинга «Вертолёты России», размещённых в Московском регионе, созданы условия для вывода активов двух вертолётных КБ и передачи их ООО «ВР-Ресурс».
Генеральным директором этого ООО является сын главного бухгалтера АО «МВЗ им. М.Л. Миля» Виктор Зеленцов, который «правильно сориентировался» в своё время и, вероятно, благодаря папе был пристроен на «тёплое» место. Курировать вывод материальных активов будет ближайший соратник Александра Михеева, бывший милиционер, а ныне «эффективный вертолётчик» Юрий Каптёлкин.
Согласно упомянутому приказу «ВР-Ресурс» отныне будет зарабатывать немалые средства, оказывая обоим КБ, ООО «Центр закупок и логистики вертолётостроительной индустрии» (ЦЗЛ ВИ) и АО «Вертолётная сервисная компания» (ВСК) вменяемые услуги по доверительному управлению комплексом зданий, административно-хозяйственному обслуживанию рабочих мест, транспортному и протокольно-командировочному обслуживанию. То есть все вышеперечисленные операции отныне будут облагаться «косвенным налогом» в пользу «ВР-Ресурса». Зеленцову-младшему думать о доходах в его бизнесе вряд ли будет нужно, так как, не напрягаясь, при содействии руководства «Вертолётов России», он просто перенаправил готовые финансовые потоки в возглавляемую им организацию, став лишним посредником в существующей цепочке. При этом, если ознакомиться с приложением № 2 к вышеуказанному приказу, можно предположить, что «ВР-Ресурс» никогда подобными вопросами не занимался и обоим КБ придётся научить (передать всю информацию о специфике и т.д.) его сотрудников этой работе, а также переуступить в пользу этой организации все права по действующим договорам на обслуживание объектов обоих КБ, заключённым ими со сторонними организациями, включая и собственных специалистов в этой области. Таким образом, никакого «экономического чуда» от этого нововведения ждать не стоит. Догадайтесь с трёх раз – будет ли при этом удешевление обслуживания? Не нужно быть гадалкой, чтобы понять: при появлении дополнительного посредника общая величина расходов вряд ли снизится.
Отобрать и сдать в аренду
Но это ещё не всё… По тому же приказу оба КБ должны продать в пользу «ВР-Ресурса» всю мебель, офисное оборудование и другие средства, используемые АО «МВЗ им. М.Л. Миля» и АО «КАМОВ» для административно-хозяйственного обслуживания рабочих мест. При этом никакой продажи не будет, просто столы, стулья, шкафы, компьютеры, ручки, карандаши и т.д. передадут на баланс этой организации, по-видимому, без выгоды для КБ. Денег у этой «конторы» скорее всего просто нет. Оплата пойдёт с отсрочкой платежа и включением возникшей кредиторской задолженности в уставной капитал «ВР-Ресурса». Мало того что он как «прокладка» получит, по сути, бесплатно имущество, ему ещё и накачают уставной капитал не реальными денежными средствами, а посредством собственного долга. То есть нововведение руководства холдинга состоит в том, что отныне они научились формировать уставной капитал, наполняя его… кредиторской задолженностью? Мероприятиями упомянутого приказа предусмотрена продажа и всех транспортных средств в пользу того же «ВР-Ресурса». Это же самое касается и «средств протокольного и командировочного обслуживания».
А наши конструкторские бюро заплатят за однажды уже купленное имущество практически дважды. Во-первых, купив их самостоятельно, а далее фактически покупая второй раз посредством арендных платежей в пользу «ВР-Ресурса», которому по распоряжению холдинга его бесплатно передали. Мне кажется, что в этой схеме «Вертолётов России», реализованной с участием Михеева и главы «Ростеха» Сергея Чемезова, прокуратуре и СК стоит провести проверку – слишком много пересечений можно найти с составами таких преступлений, как мошенничество, растрата, превышение должностных полномочий.
Можно предположить, что логическим завершением этого процесса в скором времени может стать и передача всего имущественного комплекса по отработанной на «столах и машинах» схеме. Тут явно чувствуется «рука» индустриального директора холдинга Анатолия Сердюкова, нового куратора авиационных активов «Ростеха» и члена совета директоров АО «Вертолёты России». Вспоминается подзабытая уже «Славянка», которая занималась подобными «схемами».
Просмотров: 16662