Если в Омске не появится метро, может появиться уголовное дело

Копать или не копать?

Министерство транспорта рекомендовало руководству Омской области все-таки завершить главный долгострой региона – Омский метрополитен, строительство которого начато 26 лет назад. 10 мая омские власти объявили о решении законсервировать проект «в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета». Через две недели в Минтрансе дали понять, что если объект не будет введен в эксплуатацию, появится уголовное дело – за то же самое неэффективное использование денег федерального бюджета.

«Омское метро будет самым современным в России. Сооружение метромоста переходит в завершающий этап. Право- и левобережные центры Омска в районе возведения мостового перехода превратились сегодня в огромную строительную площадку...»

Из публикации в газете «Мостовик» за 2004 год

Стройка четверти века

Метро в Омске решили построить еще в 1986 году: еще при Советском Союзе, что звучит сегодня – как при царе Горохе. Бюрократические согласования и трудный поиск финансирования заставили отложить старт на 6 лет, реальные работы начались только в 1992-м. Запустить подземку – одну ветку с четырьмя станциями – омичи планировали в 2008-м году. По понятным причинам в 1990-е исполнить задуманное не удалось. Но не завершили строительство и в уже более благополучные годы. Запуск переносили еще три раза: на 2012, 2015 и 2016 годы.

Итогом четвертьвековых усилий стала единственная станция «Библиотека Пушкина», которую достроили к 2011 году. Год спустя премьер-министр Дмитрий Медведев, как раз посетивший Омск, дал указание выделить на завершение проекта 6 миллиардов рублей из федерального бюджета. А метро достроить 300-летию Омска, которое отмечалось в 2016-м году.

Фото: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/29693

Но даже после вмешательства премьера проект столкнулся с непреодолимыми «объективными трудностями». По данным Счетной палаты РФ, запланированный объем финансирования работ по строительству метро на 2008-2016 годы составлял 30,6 миллиарда рублей. Из них 24,5 миллиарда – за счет средств бюджета самой Омской области, 6,1 миллиарда – за счет федерального бюджета. С реальностью планы не состыковались: к 2016 году на финансирование направили только 6,6 миллиарда рублей; 3,8 – из бюджета региона, 2,8 – из федерального бюджета.

Добавим тот факт, что подрядчик, компания «Мостовик» очень «вовремя» (в 2015 году) обанкротилась, и юбилей Омск встречал по-прежнему без метро. А «несвоевременное выполнение работ привело к серьезному росту стоимости строительства Омского метрополитена – с 11 млрд до 19 млрд руб.», – цитирует РБК отчет Счетной палаты.

Сколько уже закопали?

Представители губернатора Омской области сообщают, что с начала строительства и до сегодняшнего дня в проект было сделано 12,9 миллиарда рублей капитальных вложений. Федеральных средств – 5,3 миллиарда, региональных – 7,6. В 2015 году федеральный бюджет должен был перечислить еще миллиард, но это решение отменили (видимо, под впечатлением «результатов» предыдущих инвестиций).

Минтранс при этом отмечает, что обязательства по финансированию строительства Омского метрополитена в рамках отданного премьером распоряжения выполнены полностью – из госбюджета было выделено 6,1 млрд руб. Просто ими не сумели воспользоваться...

«Рост внимания федеральной власти к вопросу строительства метро в Омске – позитивный факт. ...С 2015 года работы по строительству метро не ведутся по причине отсутствия на это денег у города и области. При правительстве сформирована рабочая экспертная группа с учеными и строителями, которая оценит возможности использования построенных объектов для существующей транспортной системы. Но нужно понимать, что без федеральной помощи мы не построим метро в классическом виде».

Врио губернатора региона Александр Бурков

А может на трамвайчике?

Летом 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов высказал мнение, что бесконечную историю с Омским метрополитеном нужно заканчивать. И если принять во внимание объем пассажироперевозок в городе, логичнее и выгоднее было бы переключить внимание на скоростной трамвай или наземный электротранспорт. Сейчас министерство решило все-таки оживить проект, готовность которого составляет 36%. Построены на данный момент, кроме станции «Библиотека Пушкина» (используется как подземный переход), 7,5 километров путей и двухуровневый метромост через Иртыш.

«Учитывая высокую степень строительной готовности объектов метрополитена, а также то, что обязательства РФ по софинансированию проекта полностью выполнены, правительству Омской области в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета рекомендовано в случае необходимости внести изменения в проектные решения по объектам метро, выделив этапы строительства, возможные к завершению, и ввести эти объекты в эксплуатацию», – сказано в сообщении пресс-службы Минтранса.

Консервация денег стоит

Чтобы поставить стройку на паузу, как это предложило руководство региона, тоже потребовались бы деньги: примерно 80 миллионов рублей на подготовку проекта и еще 400 – непосредственно на саму консервацию, подсчитал глава регионального министерства промышленности Игорь Лукьянов.

Строительство обойдется, безусловно, дороже: чтобы завершить единственную ветку, нужно вложить (в ценах 2014 года) 22 миллиарда рублей. Федеральные ведомства закапывать деньги в омскую яму еще в 2015 году отказались. Где искать источники финансирования, у губернатора не знают. Бюджет области самостоятельно этот проект не потянет точно: в 2018 году из 83,7 миллиардов большая часть, 56 миллиардов рублей, пойдут на обеспечение социальных обязательств перед населением. До метро ли тут?

Минтранс рекомендует Омской области «проработать механизм финансирования строительства метро с участием регионального бюджета и государственно-частного партнерства». Но найти частного инвестора на такой проект – задача, мягко говоря, нетривиальная. Кто рискнет пойти на «длинные» инвестиции, возврат которых растянется на десятилетия – и то под вопросом?

Лидия Григорьева

29.05.2018 12:00

Просмотров: 5461