«Дэдпул и Росомаха» и «Гадкий я 4» – обзор громких летних новинок кино

Кетчуп, горчица и пустота

На западе в прокат вышел долгожданный комедийный блокбастер «Дэдпул и Росомаха». На пару с ним посмотрим на очередной кассовый хит студии Illumination «Гадкий я 4».

Дэдпул и Росомаха

(18+)

Реж. – Шон Леви

В ролях – Райан Рейнольдс, Хью Джекман, Эмма Коррин, Мэттью Макфэдиен, Дафни Кин, Джон Фавро, Морена Баккарин, Роб Делани, Лесли Аггамс

Производство – США, Канада, Австралия, Новая Зеландия

Комединый супергеройский боевик – третья часть похождений спятившего наёмника Уэйда Уилсона. Режиссером на этот раз стал Шон Леви, известный по фильмам «Розовая пантера», «Ночь в музее», «Живая сталь», «Кадры», «Главный герой» и др.

Дэдпул (Райан Рейнольдс) после изменения временных линий решает оставить наёмничество. Он расстаётся со своей девушкой, устраивается на работу в продажи автомобилей. В душе он хочет стать супергероем, поэтому пытается стать частью «Мстителей». Но ему отказывают. Внезапно на его след выходят члены организации «Управление временными изменениями». Они возлагают на него опасную миссию, цена которой – существование нашей вселенной. Ставки высоки, поэтому Дэдпул решает заручиться поддержкой своего давнего визави – Росомахи (Хью Джекман).

Видео не может быть загружено.

Первый «Дэдпул» вышел в свет в 2016 году и сразу же произвел мини-фурор. Это был достаточно рискованный проект – комедийный супергеройский боевик с рейтингом «18+» в рамках киновселенной «Люди Х» (она же часть киновселенной «Marvel»). Пошлость, жестокость и постмодерн смогли выжать из 58-ми миллионного бюджета более $700 млн! Эксперимент удался, и зелёный свет продолжению был дан незамедлительно.

«Дэдпул 2» пошёл по стопам оригинала, хоть Тима Миллера и заменил Дэвид Литч в кресле режиссера. Сиквел имел увеличенный вдвое бюджет $110 млн, получил более сдержанные отзывы зрителей и критиков, но собрал всё те же $700 с лишним миллионов. А потом студию 20th Century Studios купил Disney, и все права на персонажей фильмов перешли в цепкие мышиные лапки. Руководство корпорации не торопилось с интеграцией героев киновселенной «Люди Х» в объединённую киновселенную «Marvel» (права на которую были приобретены Disney ранее). «Люди Х» бесславно закончились «Тёмным Фениксом» и по сей день их судьба повисла в воздухе. Как и судьба Дэдпула. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло…

Четвертая фаза киновселенной «Marvel» обернулась полным провалом. Не столько даже кассовым, сколько художественным и, как следствие, репутационным. Тогда создатели смекнули, что с пятой фазой тоже не произойдет ничего хорошего, если не попытаться её спасти. Именно такой палочкой-выручалочкой должен был стать «Дэдпул и Росомаха». На их плечи легла тяжелая миссия по оживлению киновселенной «Marvel», сбору солидной кассы и заделу на будущее.

Мы посмотрели фильм, и наше итоговое мнение получилось двояким. С одной стороны, этот фильм – дурацкий несмешной китч, спекулирующий на достаточно потрёпанной за последние годы идее мультивселенной. Разрушение четвертой стены, масса пасхалок и отсылок уже не кажутся чем-то оригинальным и не вызывают того самого радостного ощущения, за которое отвечает психологический эффект узнавания (так называемый «Эффект Барнума»). То, что прекрасно сработало в «Человек-Паук: Нет пути домой», сглаживая все шероховатости сюжета и залатывая его дыры, здесь уже не производит должного впечатления. Приелось? Надоело? Или просто криво сделано? Возможно и то, и то, и другое. Когда отсылки становятся не средством скрасить картину, а самоцелью художественного произведения, то оно неизбежно рухнет под их тяжестью. Так и здесь: создатели напихали туда столько всего, что забыли о главном – убедительной, правдоподобной и, желательно, драматичной истории.

Здешний сюжет просто никчемен. Понятно, что под спасением вселенной в фильме на самом деле подразумевается спасение киновселенной (об этом вслух проговаривается с экрана). Но всё настолько банально и глупо, что сюжет не трогает и не цепляет вовсе. В какой-то момент становится уже просто всё равно, смогут главные герои спасти мир или нет. Всё равно же по сюжету мультивселенная бесконечна, одним миром больше, одним меньше… Эта концепция обесценивает сама себя, и если уж брать её за основу своего кинополотна, то делать это осторожно и максимально продуманно, как, например, «Всё, везде и сразу». Мультивселенная должна быть лишь средством, чтобы рассказать связную историю, а не задачей, суть которой надо раскрыть.

От экранной синергии Дэдпула и Росомахи мы тоже ожидали нечто большего. И коллаборация давно, очень давно напрашивалась. И вот, наконец, настал тот самый момент… но что мы видим? Дэдпул весь такой смешной и сумасшедший на контрасте угрюмого и агрессивного алкоголика Росомахи. Они собачатся, дерутся (об этом ниже), а потом по щелчку пальцев, как в самых примитивных бади-муви, становятся лучшими друзьями.

Подкачал и местный экшн. Для бюджета в $200 млн тут не так уж и много боевых сцен. Да и масштаб сражений оставляет желать лучшего. На месте осталась жестокость и кровавость происходящего, попсовый саундтрек, а также попытки приправить всё это юмором. Опять же, всё это мы уже видели ранее. Поединки Росомахи и Дэдпула производят впечатление ровно до той поры, пока не осознаешь, что они оба останутся невредимыми. То есть их драки, по сути, бессмысленны. То же можно сказать и про их врагов: уничтожить главных героев в этом фильме могли очень немногие, но и они вместо того, чтобы расправиться с ними, тратили время на пространные злодейские диалоги и шли на бессмысленные компромиссы. Это касается в первую очередь главного антагониста – сестры Чарльза Ксавье по имени Кассандра. Причем персонаж сам по себе получился достаточно любопытным, но сценарий пустил весь его потенциал под откос.

Всё вышеперечисленное справедливо по отношению к этому фильму со стороны так называемого чистого разума. Что до поклонников как киновселенной «Marvel» и серии «Люди Х» так и вообще любителей беззатейливых блокбастеров, то они должны быть в восторге. «Дэдпул и Росомаха» с их стороны – это отличное, бодрое и заводное месиво супергероев с обилием юмора и не сбавляющим планку экшном. Отсылок создатели завезли вагон и маленькую тележку. На экране появятся персонажи достаточно древних фильмов, что нет-нет, да и вызывает приятное ощущение ностальгии. Безумие, творящееся на экране, временами зашкаливает, и это добавляет очков фильму.

Шон Леви в своей работе старается не просто сшить воедино всё, что было нагромождено в фильмах по комиксам студии «Marvel» за многолетнюю историю. Он также отдаёт дань её светлому и не очень прошлому. Помимо этого, фильм развивает концепцию местной мультивселенной, что будет базой для будущих проектов студии (на днях Кевин Файги объявил о возвращении братьев Руссо и самого Роберта Дауни мл. во франшизу).

Эпикриз: «Дэдпул и Росомаха» хорош, если смотреть его через призму восприятия гика – идите в кино и не пожалеете. Но как фильм-в-себе – это халтурная, безыдейная поделка, которая демонстрирует не только кризис концепции фильмов Дэдпула, но и в очередной раз сигнализирует о тотальном отсутствии идей у всей студии. Воскрешая старых героев, новые миры не создать.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Дэдпул и Росомаха» (2024), реж. – Шон Леви.

Гадкий я 4

(6+)

Реж. – Крис Рено, Патрик Делаж

В ролях – Стив Карелл, Пьер Коффан, Уилл Феррелл, София Вергара, Крис Рено, Дэна Гайер, Мэдисон Скай Полан, Миранда Косгров, Кристен Уиг

Производство – США

Продолжение серии анимационных комедийных семейных мультфильмов от студии Illumination. Режиссерское кресло заняли Крис Рено (работал над предыдущими частями) и постановщик-дебютант Патрик Делаж.

Грю и Люси живут тихой семейной жизнью. Помимо воспитания приёмных девочек Марго, Эдит и Агнес, они заводят своего общего ребенка. И это привносит хаос в их размеренную жизнь. Ко всему прочему из тюрьмы сбегает старый противник Грю – злодей Максим ле Маль, который при помощи своей девушки Валентины вынуждает семейство Грю податься в бега.

Видео не может быть загружено.

«Гадкий я» более чем успешная франшиза. На старте она являлась одним из лучших творений студии Illumination и ее руководителя Кристофера Миледандри. Три основных части и два спин-оффа про миньонов собрали по миру без малого $4,5 млрд долларов! При совокупном бюджете всего в $384 млн. Она по праву носит титул самой кассовой анимационной франшизы в истории. Сюда стоит прибавить прибыль от выпуска короткометражек, компьютерных игр и, разумеется, целого сомна мерчендайза, который успел проникнуть повсюду. Крис Миледандри однозначно в курсе формулы успеха, которая продолжает приносить его компании колоссальные дивиденды.

При этом забавной выглядит закономерность: чем хуже качество того или иного мультфильма франшизы, тем больше денег он приносит. Судите сами: лучшая часть серии оригинального «Гадкого я» 2010 года смогла заработать меньше всех остальных («всего» $543 млн). Зато худшие творения «Гадкий я 3» и «Миньоны» играючи перешагнули миллиардный барьер. Квадриквел за пару недель мирового проката сумел заработать $668 млн. Миллиард, скорее всего, ему помешают заработать «Дэдпул и Росомаха», но свою копеечку лента однозначно урвёт.

А теперь о том, какой она получилась. Четвёртая часть «Гадкого я» хорошо ложится в вышеприведенную формулу успеха: больше сборы – хуже продукт. В общем-то, от антигеройского очарования первой и даже игривого безумия второй здесь уже не осталось и следа. Мы заслуженно ругали триквел, но четвёртая часть вышла еще хуже. Она слишком ориентирована на детей. Это сказывается на всем: от поведения главных героев, несуразных злодеев и тупого сюжета до злоупотребления миньонами и здешнем юморе. Появление грудничка, ребенка Грю и Люси привнесло в картину струю сортирного юмора. И не то чтобы это ей было необходимо, как, например, какому-нибудь «Боссу-молокососу». Всё же изначально «Гадкий я» работал на другую, более взрослую аудиторию. Тем не менее, как ни парадоксально, но именно маленькие дети заносят в копилку больше денег. Для взрослой аудитории здесь уже не осталось практически ничего.

Смотреть мультфильм может быть тяжело. На экране всё постоянно бежит, летит, падает, движется, стреляет и т.д. «Никакой статичности, максимум динамики!» можно сделать девизом студии. Понятно, что только таким образом можно завоевать внимание маленького зрителя, но для взрослого человека это может оказаться перебором.

Миньоны тоже никуда не делись. Повествование то и дело прерывается на рандомные вставки с ними. Как правило, где они дерутся или что-то задорно ломают. Для увеселения создатели добавили несколько супер-миньонов, которых наделили супергеройскими способностями с прямыми отсылками к персонажам комиксов. И, казалось бы, это лучше, чем просто раз за разом вставлять дурачащихся миньонов. Но сделано это здесь искусственно и без влияния на сюжет.

Эпикриз: как и третья часть, «Гадкий я 4» может понравиться в основном детской аудитории. Это слишком простое, глупое, несмешное и дурацкое действо для более взрослого зрителя.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Сергей Чугунов

02.08.2024 17:00

Просмотров: 1721