Директора Музея кино решили пока не выгонять из дома
Замедленная съёмка
Выбранная министром культуры России Владимиром Мединским линия на «омоложение» руководящего состава в подчинённых ему музеях проводилась этим летом с революционной решимостью. Сохранить свой пост не удалось даже директору Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирине Антоновой, казавшейся «неприкасаемой». Её перевели на почётную должность президента, имеющую, будем откровенны, в лучшем случае представительскую функцию. Президентом стал и директор Политехнического музея Борис Салтыков, некогда, напомним, трудившийся аж заместителем председателя правительства Российской Федерации.
После отставки столь влиятельных «музейных тяжеловесов» смена руководства в музеях рангом поменьше должна была, казалось бы, пройти вообще без сучка без задоринки. И поэтому, когда появилась информация о том, что не будет продлён контракт с директором Музея кино Наумом Клейманом, его судьба виделась уже решённой. Солидный возраст создателя и директора музея – 75 лет – вроде бы не оставлял ему шансов. Некогда заведующий музейным отделом Бюро пропаганды советского киноискусства, директор Центрального музея кино при ВТПО «Киноцентр», а в последние 20 лет директор Государственного центрального музея кино должен был пополнить ряды президентов, а на смену ему пришёл бы очередной «эффективный менеджер». Но за Наума Клеймана вступилась кинематографическая общественность, и голос этой общественности в данном случае – в отличие от многих других – был услышан. «Из средств массовой информации мы узнали, что с 12 августа бессменный руководитель и основатель Музея кино Наум Клейман будет освобождён от своей должности. Это решение, если оно станет окончательным, будет иметь самые серьёзные негативные последствия для будущего российского кино, – говорилось в направленном Владимиру Мединскому открытом письме. – Мы прекрасно понимаем, что Музею кино при выдающемся художественном руководителе, каким был и остаётся Наум Клейман, совсем не помешал бы профессиональный менеджер, который мог бы решать административно-хозяйственные вопросы. Музей кино много лет скитается по столице, не имея собственного помещения. Но если в результате прихода этого менеджера в руководство музея оттуда уйдёт Наум Клейман – мы с водой выплеснем ребёнка».
Первоначально подписали письмо всего семь человек: режиссёр, кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс», на сайте которого оно было опубликовано, Любовь Аркус; режиссёр, актёр, продюсер Фёдор Бондарчук; режиссёр, народный артист СССР Георгий Данелия; продюсер Сергей Сельянов; режиссёр, народный артист России Александр Сокуров; режиссёр, народный артист России Сергей Соловьёв; продюсер, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. Но, как мы знаем, иногда и одной подписи достаточно, чтобы к мнению прислушался даже министр. «Наум Клейман создал Музей кино. Он является не просто его директором – он его родитель, его отец-основатель. А родителей не выгоняют из родного дома, – объясняли в письме Мединскому. – Владимир Ростиславович, мы просим Вас лично приложить все усилия к тому, чтобы Науму Клейману, как выдающемуся учёному, исследователю и практику, воспитавшему не одно поколение режиссёров и находящемуся в полном расцвете творческих сил, была бы обеспечена 100-процентная художественная независимость от любого менеджмента – как в составлении программ показов и решении судьбы коллекции музея, так и в подборе творческой команды». И на прошлой неделе Владимир Ростиславович лично заявил, что контракт с Клейманом будет продлён ещё на год. Будет создан попечительский совет, который может возглавить один из подписавших письмо – Константин Эрнст. Более того, Клейман в ближайшее время должен встретиться с рядом архитекторов, которые предложат ему варианты размещения музея, не имеющему с 2004 года нормального помещения. Правда, с появлением своего здания у Музея кино скорее всего всё же появится и новый директор.
Просмотров: 2126