Что случилось с ракетой на космодроме «Восточный»?
Она улетела
Напомним, накануне с космической точностью, за 2,5 минуты до старта, автоматика выдала предупреждение: взлет невозможен, технический сбой. Ракету-носитель «Союз-2.1а» с тремя российскими спутниками на борту вывели на орбиту ровно через сутки, и 28 апреля все системы сработали штатно.
Произведенные российскими специалистами спутники «Михайло Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218 на орбите будут использованы в научных целях: «Ломоносов» займется анализом световых явлений в верхней части атмосферы, «Аист-2Д» – дистанционным зондированием, SamSat-218 поможет отработке технологий управления малыми космическими аппаратами. С выведенными на орбиту спутниками уже установлена связь, они передают телеметрическую информацию на наземные пункты приема.
Хорошо пошла
Сбой при старте не связан с работой самого космодрома. По всей видимости, имел место «недостаток работы одного из кабелей, были заменены кабели», – уточнил наутро глава Роскосмоса Игорь Комаров. Всего при подготовке к первому запуску, по его словам, было выявлено более 20 «не то что замечаний, а пожеланий улучшить работу различных систем» – специалисты этим уже занимаются.
Вообще же, объявил Игорь Комаров, предприятие буквально «завтра или послезавтра» начнет выполнять поручение президента по подготовке к запускам ракеты «Ангара» – в 2021 году без экипажа, и в пилотируемом варианте в 2023-м. Задача на ближайшие два года – проектирование технического комплекса второй очереди «Восточного». Правда, отметил Комаров, проектанты ограничены в средствах, и Роскосмос намерен просить правительство о выделении для продолжения строительства космодрома дополнительных средств.
«Сейчас мы будем ограничены в лимитах в ближайший год-два. У нас проект аэродрома готов, и мы выступим с предложением, может быть, увеличить средства на финансирование и перераспределить их, чтобы в ближайшее время начать строительство аэропорта у комплекса», – сказал руководитель Роскосмоса.
Трепет намерения
«Проблемное место локализовано», – сообщили общественности через несколько часов после отмены старта. То есть специалистам Роскосмоса уже было приблизительно понятно, в каком узле произошла неполадка. Какая именно и насколько критичная – вопрос, от которого зависело многое. Например – осуществят ли вторую попытку запуска с нового космодрома на следующее утро, или отложат на неопределенный срок. Прямо с ходу госкомиссия на это добро не дала.
Официальный представитель ведомства Игорь Буренков успокаивал: ничего не «все пропало», напротив – «мы сохранили и ракету-носитель, и полезную нагрузку в виде трех спутников, которые на ракете сейчас у нас готовятся к запуску».
Следуя правилу «если судьба поднесла тебе лимон, приготовь из него лимонад», представитель Роскосмоса находил все новые положительные моменты в отмене старта: по его словам, это обычное явление, подтверждающее, что автоматика установлена чуткая, срабатывает вовремя «и в конечном итоге позволяет успешно осуществить запуск». Логика, в общем, верная: лучше отложить старт, чем потом кусать локти.
Если бы проблема возникла уже в полете, сделать ничего было бы нельзя – разве что получить страховку. Первый пуск с Восточного застрахован на 1,84 миллиарда рублей, сама ракета-носитель «Союз 2.1а» (весом 1600 тонн и высотой с 15-этажный дом) – на миллиард с лишним.
История вопроса
Главная особенность «Восточного» в том, что это первый в стране космодром гражданского назначения. Надежды на проект возлагаются серьезные: в первую очередь это обеспечение независимости отечественных космических программ – научных и социально-экономических. Сейчас, как известно, российские космические корабли стартуют с Байконура, за аренду которого Россия платит по 115 миллионов долларов в год. Миссии, связанные с военными задачами, осуществляются с использованием космодрома в Плесецке. Но запуски тяжелых ракет «Протон» на сегодня возможны только с казахской площадки.
«Восточный» должен расширить возможности для проведения отечественных космических программ, а заодно и поспособствовать экономическому развитию Дальневосточного федерального округа. Однако на данный момент с космодромом связывают чаще всего скандальные увольнения и аресты руководителей предприятий (Спецстроя, Дальспецстроя, Тихоокеанской мостостроительной компании, да и в самом Роскосмосе руководитель сменился дважды), невыплаты зарплат срывы сроков и финансовые проблемы.
Бюджет стройки десятилетия приближается к 180 миллиардам рублей, 120 из которых – стоимость пусковой инфраструктуры. Строить в Амурской области космодром на площади в 1035 квадратных километров начали в 2012 году, первый запуск запланирован был на декабрь 2015-го. К этому сроку критически не успевали: по итогам строительной инспекции старт пришлось отложить на апрель 2016-го.
С учетом скандальной предыстории, к первому запуску относились особенно трепетно. «Наша голубка» – подписал фотографию ракеты-носителя курирующий строительство Восточного вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Полюбоваться запуском со специально построенной смотровой площадки на Восточный прибыл сам глава государства Владимир Путин. Казалось бы, раз пригласили президента, значит, на 100% уверены в успехе. Но…
Разбор полетов
Гром грянул, сработала (к счастью, конечно, и хорошо, что вовремя) телеметрия, и президенту пришлось принимать принципиальное решение – возвращаться в Москву или же оставаться до момента «пока не разрулят» и, вникая в процесс, лично раздавать живительные оплеухи.
После экскурсии по космодрому Владимир Путин провел совещание о перспективах второй и третьей стадии развития «Восточного», а также о постройке наукограда Циолковский. Владимир Путин неудачный запуск воспринял внешне хладнокровно, решив остаться на космодроме еще на некоторое время – «до момента, когда будет прояснена перспектива осуществления запуска через сутки». Дедлайн экспертам «Восточного» установили до 23:30 того же дня. И дело, видимо, было не только в зависимости старта от расположения светил на небе (орбита выведения является солнечно синхронной). Обстановка, как можно догадаться, была напряженная: «Я хочу послушать, как идет разбор полетов. И, без всякого сомнения, нужно будет сделать выводы», – предупредил президент.
Говоря об утренней неудаче, Владимир Путин отметил, что, конечно же, при освоении новой техники возможны сбои, и «это естественно». И нужно поддержать людей, которые с этими сбоями борются. «Такая поддержка будет, – пообещал президент. – Но если это связано с разгильдяйством, с недостаточным контролем над важными процессами…». Как известно, сам Владимир Путин разбор полетов проводить умеет (вспомним слова его пресс-секретаря Дмитрия Пескова – «Я не пожелал бы кому-то быть критикуемым президентом»).
Выступая на заседании государственной комиссии, Владимир Путин напомнил о том, что в ходе расследования нарушений, допущенных при строительстве «Восточного» уже «пришлось возбудить шесть уголовных дел, четыре человека арестовано, двое из них, правда, находятся под домашним арестом, а двое в СИЗО сидят. Если вина тех, кто подозревается в совершении правонарушения, будет доказана, то им придется сменить теплую домашнюю постель на тюремные нары».
25 апреля, кстати, Дальневосточный окружной военный суд в Хабаровске в закрытом режиме приступил к предварительному слушанию по делу о хищениях при строительстве космодрома.
А вас я попрошу остаться!
Руководитель Роскосмоса Игорь Комаров готов признать: «ответственность за то, что происходит в космической сфере, лежит на тех людях, которые этим занимаются и руководят». Возможно, глава корпорации имел в виду в первую очередь собственную «повинную голову». Но над ним есть еще и вице-премьер Дмитрий Рогозин, лично курирующий космическую отрасль в целом и строительство космодрома «Восточный» в частности. После первой, неудачной попытка старта Рогозин уехал с космодрома своим ходом – к правительственному кортежу то ли сам решил не присоединяться, то ли не взяли… Уточнить у журналистов не было возможности: комментариев вице-премьер давать не стал.
Скорее всего, просто был расстроен. Зато на следующий день, когда можно уже было перевести дух, отметился в Фейсбуке победной записью: «Мы это сделали!».
Удачному старту откровенно радовались все. Президент, благодаря Роскосмос и тех, кто трудился на строительстве космодрома, отметил: «Это первая очередь масштабной работы. Всё, что нужно было сделать с вашей стороны, сделано – и сделано на самом высоком уровне. Вы знаете, что вчера автоматика сработала таким образом, что даже немножко перестраховалась, приняла решение провести подготовку еще раз. Хуже от этого не стало – наоборот, сделано все качественно, на самом высоком уровне».
Но понимание объективных причин не отменило закономерных последствий. Поздравив причастных и оставив автографы на касках рабочих, руководителей проекта президент пригласил для отдельного разговора – прямо на наблюдательном пункте. За срыв пуска «Союза-2.1а» вице-премьеру Дмитрию Рогозину объявлен выговор, главе Роскосмоса Игорю Комарову – строгий выговор, руководителю НПО автоматики (откуда был поставлен бракованный кабель) Леониду Шалимову – постановление о неполном служебном соответствии.
Видео не может быть загружено.
Просмотров: 5791