Четыре возможные причины ареста губернатора Белозерцева
Отстрелялся
По версии следствия, Белозерцев получил 31 млн рублей в виде взяток от главы фармкомпании «Биотэк» Бориса Шпигеля. В СИЗО оказались и два работника администрации, через которых могли передаваться взятки. Один из них якобы носил пакеты для губернатора в Пензе, другой – в московском представительстве региона. Преступная схема, по версии следствия, была организована ради того, чтобы фармкомпания «Биотэк» получила покровительство губернатора при исполнении госконтрактов по закупке лекарств.
Подобными схемами в регионах уже давно никого не удивишь. Губернаторы, министры, мэры и их замы то и дело протаскивают к бюджетным кормушкам аффилированный бизнес. Но в случае с главой Пензенской области Иваном Белозерцевым была интрига. Подозрительно связанный с его семьёй бизнес процветал в Пензе уже лет пять. Однако не далее как в минувшем сентябре Белозерцев переизбрался на новый губернаторский срок, и таким образом прежние его грехи как бы обнулились. Но нет, оказывается, это так не работает.
Так что же могло стать причиной внезапного ареста?
Иван Белозерцев родился в селе Бараново Орловской области в 1958 году. В 1980 году окончил Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище, в 1992-м – Гуманитарную академию Вооружённых сил РФ. С 1976 по 2004 год занимал разные должности в армии, был заместителем пензенского военкома. С 2005 по 2012-й – глава Пензы. С 2012 по 2015 год возглавлял Заксобрание региона. В 2015 году выиграл губернаторские выборы с результатом 86,04% голосов, в 2020-м переизбрался с результатом 78,72%.
1. Губернатор стал косвенной жертвой передела рынка лекарств
Старт коррупционному скандалу продавили те, кто хочет подмять под себя пензенский фармакологический бизнес, – на этом настаивает нынче Борис Шпигель. А политический след понадобился просто для отвлечения внимания. Что ж, версия вполне себе жизнеспособная. Компания «Биотэк» в прошлом году стала крупнейшим поставщиком лекарств от коронавируса в России. Не случайно же в СИЗО оказался не только сам Шпигель, но и его супруга Евгения Шпигель, которой напрямую принадлежит 77% компании. Теперь на вхождение в социально значимый бизнес вполне может претендовать какой-то из госбанков или мощная госкорпорация вроде «Ростеха». Дело ведь благородное – борьба с пандемией.
А, как писала в прошлом номере «Наша Версия», в стране почти окончательно оформилась модель государственной экономики, когда все самые доходные секторы рынка уходят госкомпаниям. Кстати, вот на что стоило бы обратить внимание. Как отмечают знающие люди, Шпигель вёл свой бизнес во многих регионах и, по идее, вопросы у следователей наверняка должны будут возникнуть и к другим губернаторам. Если этого не произойдёт – значит и правда дело не в Белозерцеве.
2. Белозерцев подставился сам
Претензии к Белозерцеву высказывались уже давно и касались главным образом бизнеса его семьи. Ещё в ту пору, когда он занял пост мэра Пензы, два его сына вдруг стали удачливыми бизнесменами. Первые миллионы они сделали на ритуальных услугах, фактически получив монополию на этот бизнес. А дальше – пошло-поехало. Едва младшему сыну Даниле исполнилось 20 лет, как на него стали записывать одну фирму за другой. Местные СМИ сообщают о производстве мёда, туалетной бумаги, кальянных, СМИ, автомойках, которые прямо принадлежали или контролировались Белозерцевым-младшим. На старшем сыне Александре числились две компании, которые занимались недвижимостью и коммуналкой. Говорят, они частенько получали госконтракты. Но здесь не пойман – не вор. Пока. Зато вопросы вызывала карьера Александра Белозерцева. Когда отец стал губернатором, Александр покинул пост заместителя председателя правительства Пензенской области. Впоследствии, работая заместителем министра экономики области, вполне мог влиять на выделение льгот связанным с семьёй бизнесам. Так что скромнее надо было быть.
3. Скандал в Пензе – удар по Вячеславу Володину
Пензенская область входит в округ, от которого до сих пор успешно избирался спикер Госдумы Вячеслав Володин. Говорят, что на этой почве у них с Белозерцевым сложилось взаимопонимание. И Володин будто бы даже покровительствовал пензенскому губернатору в Москве, в том числе в вопросе продления полномочий. Так что дело против Белозерцева может бить по имиджу Володина в глазах самого высокого начальства. А дополнительное дело против председателя участковой избирательной комиссии (УИК) – это серьёзный задел на будущее. Ещё неизвестно, какие там детали могут всплыть. Одновременно политологи отмечают, что арест Белозерцева может усилить позиции Сергея Чемезова. Не исключено, что новый глава Пензенской области окажется его человеком.
4. Власть перехватывает антикоррупционную повестку у оппозиции
Скандалы вокруг отравления и посадки Навального сделали его весьма известным среди россиян, которые до этого не интересовались делами оппозиции. Множество людей посмотрели его фильмы в интернете, пафос которых основан на обличении коррупционеров. В итоге в соцсетях Навальный стал выглядеть как главный борец с коррупцией в России. Теперь задержанием Белозерцева власти могут попытаться делом доказать, что это не так. Белозерцев в качестве козла отпущения выглядит идеально. Он не является значимой фигурой, не принадлежит к влиятельным кругам, и потому его легко и без последствий можно «слить». Подтверждением тому служит тот факт, что в прошлом году, когда в Пензе проходили выборы губернатора, из администрации президента долго не приходило добро – по его кандидатуре до последнего были вопросы. Плюс сейчас Следком сообщил о возбуждении уголовного дела о фальсификациях на выборах губернатора в отношении бывшей председательницы одной из УИК Пензенской области. По данным следствия, она собственноручно заполнила и подбросила 1324 бюллетеня в пользу Белозерцева. Таким образом следствие придало коррупционному губернаторскому делу политическое звучание, чего раньше всегда старалось избегать. Что явно неспроста.
Просмотров: 13364