Частные клиники вне контроля и ответственности

Диагноз: безнаказанность

В частных больницах один за другим умирают пациенты. Казалось бы, регулирующие органы должны внимательно присмотреться к работе коммерческих клиник. Однако эксперты отмечают: частники от медицины работают практически бесконтрольно. И всё законно.

«С частным сектором в медицине вообще очень сложно. Отдельных нормативных актов, регулирующих их деятельность, просто нет. Есть постановление правительства о платных услугах, но оно касается и государственных клиник. Что касается контроля, то тут есть разделение на ОМС и не ОМС. Соответственно полномочия разделены между страховыми компаниями и Росздравнадзором», – отмечает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

С контролем со стороны Рос­здравнадзора в последние годы вышла заминка: в 2022 году был введён мораторий на проверки бизнеса. Таким образом, коммерческая медицина вообще оказалась вне надзора. В конце прошлого года Росздравнадзор привёл статистику: количество жалоб на работу частных клиник выросло на 15%. О том, насколько серьёзными могут оказаться недоработки, свидетельствует целый ряд ЧП.

Бессмысленные проверки

В начале февраля сразу несколько пациентов столичной клиники «Я здорова!» оказались на грани жизни и смерти. После процедуры ЭКО сразу пять пациенток были экстренно госпитализированы с заражением крови и лихорадкой. Предположительно, сепсис мог начаться из-за заражения, допущенного во время введения общего наркоза. Расследованием случившегося сегодня занимаются в Следственном комитете. Роспотребнадзор также объявил о начале эпидемиологического расследования и приостановке работы клиники.

При этом сама клиника, казалось бы, выглядит весьма респектабельно. Компания ООО «Алгоритм Плюс», являющая­ся учредителем медцентра «Я здорова!», судя по открытым базам данных, работает на рынке уже 18 лет. В штате организации числится 43 сотрудника, компания имеет лицензии на медицинскую деятельность и на оборот наркотических средств. Больше того, «Я здорова!» также позиционируется в качестве университетской клиники, являющейся клинической базой акушерства и гинекологии РУДН.

Показательно, что за всё время существования клиники проверки в ней проходили всего 5 раз. В 2017 году Роспотребнадзор вроде как выявил какие-то нарушения, правда, о чём именно шла речь, не сообщалось. Хотя, отмечают эксперты, в подобных случаях речь часто идёт не о серьёзных проступках, а о мелких бюрократических нарушениях. «Тот же Росздравнадзор часто выявляет исключительно формальные нарушения в работе частных клиник. Как правило, речь не идёт о проверках, которые хотели бы видеть пациенты», – поясняет Александр Саверский.

По его словам, сегодня недовольные пациенты частных клиник могут добиться правды только в гражданском суде. «Но в тех ситуациях, с которыми люди сталкиваются, когда речь идёт даже и о летальных исходах, только лишь имущественных споров явно недостаточно. Люди хотят, чтобы клиники несли большую ответственность и более серьёзные наказания», – констатирует Саверский.

Впрочем, некоторые юристы предупреждают: даже в случае если версия с сепсисом по итогам расследования подтвердится, сотрудники и руководители клиники вряд ли понесут серьёзное наказание. «Я не встречала в своей практике, чтобы следственные органы доводили дела с инфицированием до передачи в суд. В основном такие дела прекращают за истечением срока давности», – отмечает медицинский адвокат Ирина Гриценко. На руку клинике играет и тот факт, что с прошлого года ст. 238 УК РФ об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, больше не распространяется на медицинскую помощь. «Наша Версия» уже рассказывала о том, что так называемая декриминализация медицины в итоге может обернуться полной безнаказанностью врачей. Похоже, что события развиваются по наихудшему сценарию.

Доктор вне закона?

В этом смысле весьма показательно выглядит скандал с питерской клиникой эстетической хирургии «Абриелль». В 2023 году в результате не­удачной операции по липосакции умерла 47-летняя пациента клиники Анна Фёдорова.

В ходе следствия вскрылись весьма странные обстоятельства случившегося. Экспертиза установила, что ещё до проведения операции специалисты клиники нарушили правила по забору крови у пациентки для последующего переливания. По правилам промежутки между заборами крови должны составлять не менее пяти дней, чтобы организм всякий раз успевал восстановить кровопотерю. Однако Фёдоровой кровь «откачивали» каждые четыре дня, а один раз промежуток между заборами составил всего сутки. Получилось, что на операционный стол пациентка попала с анемией.

Свои последние часы Анна Фёдорова провела в государственной клинике МЧС, с которой у «Абриелль» действовал договор на приём пациентов с осложнениями. «Спустя 15 минут после поступления в клинику Фёдоровой прибыли сотрудники клиники «Абриелль» в количестве четырёх человек. От кого-то из них был резкий характерный запах алкоголя. Они вели себя отстранённо, не вмешивались, не задавали вопросы, их участие ограничивалось помощью в перекладке пациента на каталку», – рассказал на допросе врач клиники МЧС.

Позже в отношении главврача и директора «Абриелль» Марии Бурловой было возбуждено уголовное дело по той самой 238-й статье. Чем закончилась эта история, неизвестно – сообщалось лишь, что г-жа Бурлова свою вину не признала. Нельзя исключить, что дело было прекращено в связи с упомянутой выше декриминализацией деятельности врачей. Нет статьи – нет и дела.

Под видом потенциального клиента я обратилась в «Абриелль», специально уточнив, нет ли сегодня у клиники проблем с уголовными делами. «У нас всё хорошо, мы работаем», – заверили меня. Кстати, на официальном сайте клиники Мария Бурлова по-прежнему значится действующим пластическим хирургом, основателем и гендиректором медучреждения. Между тем на 18 марта в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области назначено заседание по иску территориального подразделения Росздравнадзора к клинике, основным требованием которого является лишение медучреждения лицензии.

Конкретно

(фото: Михаил Солунин/Коммерсантъ)

Открыть частную клинику выгодно не только благодаря отсутствию контроля. За последний год на частников буквально пролился золотой дождь. Причиной стало то, что государство, оптимизировав больницы, фактически толк­нуло граждан в частные клиники. «На них уже приходится более 30% медпомощи. В некоторых населённых пунктах сложилась такая ситуация, что частные медцентры остаются чуть ли не единственной организацией здравоохранения. То есть они становятся реальной частью системы госгарантий», – констатирует Александр Саверский. Именно к частникам приходится идти, если возникает необходимость попасть к узким специалистам: в государственных поликлиниках записаться к ним можно только после посещения терапевта. Ещё одно поле деятельности для частников – долечивание пациентов после госпитализации. Сократившийся срок пребывания в госбольницах привёл к тому, что пациентов после операций порой выписывают даже с неснятыми швами. В результате помощь хирургов на дому стала одной из самых востребованных услуг в частном сегменте рынка.

Татьяна Нижегородская

11.03.2025 10:10

Просмотров: 2473