Легендарной рок-группе Аквариум исполнилось 45 лет! Не обошлось без сюрпризов. Например, был сыгран хит 1985 года «Рок-н-ролл мертв», напомнивший зрителям о приснопамятных 1980-х, а также много чего интересного в весьма необычных обработках.
Как мы писали в анонсе («10 стрел») выступление БГ 2016 года на открытой площадке в Парке «Красная Пресня» (летник) сопровождалось мощной грозой и проливным дождем, доставившим немало хлопот, как зрителям, так и самим музыкантам. Поэтому концерт, посвященный 45-летию Аквариума, был в последний момент перенесен в клуб Stadium, что оказалось правильным решением, ибо сильнейшая «тропическая» гроза с громами и молниями опять накрыла Москву и окрестности 30 июня.
Несмотря на погодные капризы, клуб был полон. Возраст пришедших был самым разным – от 50-60-летних зрителей из послевоенного «поколения бейби-бумеров» (как и БГ, родившихся в 1953 году и недалеко от этой даты), до 30-45-летних представителей «поколения крафта» или «Х» и более молодых людей из «поколения Y». Такое возрастное разнообразие весьма показательно, так как БГ и его группе удалось добиться удивительного результата! Несмотря на сложный и тернистый путь группы (о чем вкратце далее) им удалось создать настоящий музыкальный феномен, выходящий за рамки «русского рока» (ведущего свою битву до сих пор, не понимая, что «бьется с самим собой», как пел Майк Науменко), не «забронзоветь» и не получить «головокружение от успехов».
Многие зрители знали песни Аквариума наизусть, с удовольствием подпевали музыкантам, пританцовывали под ямайские и кельтские ритмы композиций. Сам концерт начался с выступлений гостей и поздравлений. Сначала сыграли Cotton Mather и Thomas Walsh, которых ударно дополнили зажигательные Flook. БГ сам вел все действо, рассказывая (как обычно) небольшие поучительные мистические истории. После Flook на сцене материализовался сам Аквариум, названный так в честь пивной забегаловки - «стекляшки» в спальном районе Петербурга Купчино.
В Stadium мы увидели Аквариум в следующем составе: БГ – вокал и гитара; Алексей Зубарев – гитара, Александр Титов – бас; Андрей Суротдинов – скрипка; Брайан Финнеган – флейта; ГГ (сын БГ - Глеб Гребенщиков) – перкуссия; Лайам Брэдли – барабаны.
Как и ожидалось, БГ и другие музыканты (уже по традиции) играли почти два часа. Был показан насыщенный сет-лист, где в репертуар вернулись некоторые из давно не исполнявшихся песен. Также пробежались по старым (времен конца 1970-х-начала 1980-х годов) альбомам, так и более свежим пластинкам, вроде «Архангельск» (2011), «Аквариум Плюс» (2013), «Соль» (2014), «Песни Нелюбимых» (2016), начав концерт с тяжеловесной «Назад В Архангельск».
Грузовая азовская шхуна прошла три войны
Вкратце вспомним историю Аквариума, которая идет параллельно развитию российского рок-движения, которое появилось в начале 1970-х годов. Оно характеризовалось своей неофициальностью, стилистической целостностью, русскоязычными текстами. Под ним нередко понимают такое явление, как «Русский рок», но это не совсем верно, так как рок-н-ролл в Советском Союзе играли еще в 1960-х годах различные бит-группы (вроде Волосатых Стекол, Заката Солнца Вручную, Бразерс, Соколов, Славян, Странников, Авангарда, Аргонавтов и пр.). Они выступали на танцах. Их творчество не выходило за рамки старательного воспроизведения песен The Beatles, The Rolling Stones, Beach Boys и других западных рок-исполнителей. Также упомянем, что с конца 1950-х во время хрущевской оттепели получила широкое распространение «бардовская» песня, которую отдаленно можно отнести к фолк-року.
Тем временем в 1970-х не официальное рок-движение разрасталось. Вплоть до начала 1980-х годов его, как бы, не существовало для властей. В тогдашних СМИ оно было просто игнорируемо. Такие группы как Аквариум не могли играть на больших концертных площадках, они не имели возможности для записи в серьезных студиях, их пластинки не выпускались тогдашним монополистом, вроде «Мелодии» и так далее. Русские рокеры в основном тогда не были политизированы. Они пели о своих современниках, радовавшихся и страдавших, о любви и предательстве, о непонимании, о сексе, о лицемерии, о пьянстве, восточной философии и о многом другом.
Музыканты рассказывали о жизни честно и искренне, создавая иное настроение, отличное от прививаемого тогдашним государством образа мыслей, что было абсолютно недопустимо в начале и середине 1980-х годов (вплоть до начала перестройки). Такая свобода в поведении, текстах и сознании привела к гонениям, репрессиям и запретам на рок-музыкантов. Пострадали многие талантливые рок-музыканты (Алексей Романов, Жанна Агузарова и др.). В случае Аквариума (после их яркого выступления на Тбилисском рок-фестивале весной 1980 года) БГ исключили из комсомола и уволили с работы. Что, впрочем, привело его к более плотному занятию рок-музыкой, так как именно в 1980-м году группа приступила к записи своей первой серьезной студийной работы (в студии Андрея Тропилло при Доме юного техника) – «Синего альбома». Альбом был скопирован на кассетные пленки и катушки, распространялся подпольно (благодаря уникальному феномену советского рок-музыкального самиздата) как и другие последующие записи группы в не подающихся подсчету количествах…
Далее история шла по нарастающей. Вышли «Треугольник» (1981), «Табу» (1982) и «Радио-Африка» (1983), «День Серебра» (1984), «Дети Декабря» (1986) и «10 Стрел» (1986)… Аквариум стал пользоваться огромной популярностью. В 1986 – 1987 годах состоялись их первые концерты на стадионах, прошли съемки на телевидении (программы «Музыкальный Ринг» и пр.), очнувшаяся «Мелодия» вдруг озаботилась выпуском пластинок группы и так далее. В 1987 году Аквариумом была записана музыка к трилогии Сергея Соловьева «Асса», «Черная роза - эмблема печали, красная роза – эмблема любви» и «Дом под звездным небом». В 1988 у БГ был заключен контракт на 8 лет с крупным американским лейблом и вышел альбом «Radio Silence» (1989), который продюсировал Дейв Стюарт из Eurythmics.
С тех пор БГ распускал и собирал Аквариум несколько раз. Были выпущены разнообразные и по-своему интересные альбомы. Можно говорить много красивых слов об «освобожденности сознания» БГ и разнообразных музыкантов Аквариума (см. «Хлеб и соль БГ», «Диагностика кармы») но, главное, на мой взгляд, будет в другом! У каждого поколения есть свои, так сказать, жизненные обстоятельства, где людям суждено родиться, вырасти и заниматься тем или иным делом. Кто-то из них должен стать (по выражению Виктора Цоя «дверью, кто-то замком, а кто-то ключом от замка»). Как проложить свой путь в этих обстоятельствах зависит от конкретного человека, от его происхождения, характера, образованности, убеждений, ежедневной работы над собой и способа принятия тех или иных решений.
Госдума приняла серию «военных» поправок: призывать в армию в РФ начнут по новым правилам
Выбор БГ, как пел он сам, состоит в том, что «у меня отвратительный нрав, я не могу выбрать сторону, я не знаю того, кто неправ». Тем временем новые поколения продолжают постоянно делают свой выбор в бесконечном водовороте времен и событий, почти все из которых становятся неважными уже через пять минут со времени своего возникновения… Так откуда возьмется внутренняя свобода и независимость новых поколений, нужна ли будет она для понимания сути выбора или его отсутствия? У меня нет ответов на эти вопросы. Возможно, кто-то найдет их в самих песнях замечательной группы Аквариум и текстах БГ. Перечитаем?
«Поколение дворников и сторожей потеряло друг друга
В просторах бесконечной земли.
Все разошлись по домам.
В наше время, когда каждый третий - герой,
Они не пишут статей,
Они не шлют телеграмм.
Они стоят как ступени,
Когда горящая нефть хлещет с этажа на этаж,
И откуда-то им слышится пенье,
И кто я такой, чтобы говорить им, что это мираж?
Мы молчали, как цуцики, пока шла торговля всем,
Что только можно продать,
Включая наших детей.
И отравленный дождь падает в гниющий залив,
А мы все еще смотрим в экран, мы все еще ждем новостей.
И наши отцы никогда не солгут нам.
Они не умеют лгать -
Как волки не умеют есть мясо,
Как птицы не умеет летать.
Скажи мне, что я сделал тебе, за что эта боль?
Но это без объяснений.
Это, видимо, что-то в крови.
Но я сам разжег огонь, который выжег меня изнутри;
Я ушел от закона, но так не дошел до любви.
Но молись за нас, молись за нас, если ты можешь.
У нас нет надежды, но этот путь наш,
И голоса звучат все ближе и строже,
И будь я проклят, если это мираж!»
(цитируется по изданию «Дело Мастера Бо». ТТ «Сестра» Ленинград, 1991)
Фото - автора.
Редакция выражает признательность за предоставленную аккредитацию Полине Колесниковой.