// // Четкое выполнение инструкций экипажа повышает шансы на спасение при авиакатастрофе

Четкое выполнение инструкций экипажа повышает шансы на спасение при авиакатастрофе

1584

Приземлиться и выжить

5
В разделе

После катастрофы, которая произошла 5 мая в столичном аэропорту Шереметьево, особую актуальность приобрел вопрос, как повысить шансы на выживание в случае авиаинцидента. И, пожалуй, главное условие, которое необходимо для этого соблюдать – это выполнение всех инструкций бортпроводников и командира воздушного судна.

Воздушный транспорт по праву считается самым безопасным, однако ЧП периодически происходят и здесь. Недавняя авиакатастрофа в Шереметьево, жертвами которой стали несколько десятков человек – яркое тому подтверждение. Напомним, что ЧП произошло практически сразу после взлета. В корпус самолета попала молния, что, вероятно, и вызвало сбой в работе автоматики, и экипаж принял решение сажать машину. Ситуацию осложнили полные топливные баки и непростые погодные условия. Суперджет не смог сесть с первого раза и пошел на второй круг.

Большая скорость, с которой воздушное судно зашло на посадку, привела к тому, что самолет несколько раз подпрыгнул на взлетной полосе, и после одного из таких отскоков командир экипажа направил самолет вниз. Удар о взлетно-посадочную полосу привел к тому, что стойки шасси подломились, из-за этого оказались повреждены топливные баки. В итоге двигатели вспыхнули, и пламя в считанные секунды охватило самолет. Эвакуация пассажиров, которая, к слову, шла 55 секунд вместо установленных нормативом 90, велась через передний аварийный выход. Заднюю дверь заклинило, и при попытках открыть ее погиб бортпроводник Максим Моисеев. Большая часть пассажиров, не выживших в катастрофе, также сидела на задних рядах.

«Спасатели чемоданов»

Кадры, которые были сделаны в аэропорту камерами наблюдения, запечатлели, как пассажиры покидают аварийный борт с ручной кладью. Ни одна инструкция подобного не предполагает, ведь возня с вещами может привести к задержке людей при эвакуации. Некоторые источники не исключили, что именно этот фактор привел к столь большому количеству жертв. Кроме того, это спровоцировало волну возмущения среди пользователей социальных сетей.

К слову, некоторые юристы не исключают, что в данном случае возможно привлечь некоторых пассажиров к уголовной ответственности по статье о причинении смерти по неосторожности. Для этого, как отмечают эксперты, необходимо доказать, что жертвы авиаинцидента погибли именно вследствие поведения другого пассажира. Впрочем, для того, чтобы осуществить это на практике, имеется слишком мало информации о происходившем в самолете.

В любом полете

Пребывание на борту воздушного судна всегда требует соблюдения определенных правил, которые призваны сделать полет максимально безопасным. Они разработаны не зря и не являются чей-то прихотью. Так, например, запрет на курение на борту авиалайнеров введен для того, чтобы из-за чьей-то не до конца затушенной сигареты не случилось трагедии, ведь в замкнутом пространстве на высоте в несколько тысяч метров в случае пожара шансов не будет ни у кого.

По теме

Даже если полет проходит нормально, инструкции экипажа нельзя игнорировать. Это относится и к правильному размещению ручной клади, и напоминанию не снимать обувь и вынуть из ушей наушники во время взлета и посадки, ведь в экстренной ситуации счет идет уже на секунды, и все нарушения будут стоить драгоценного времени при эвакуации. Кроме того, не лишним будет заранее ознакомиться с инструкцией по безопасности, которую можно найти в кармане впередистоящего кресла – там указан порядок действий в аварийной ситуации. Не стоит отвлекаться и в тот момент, когда бортпроводники показывают, как пользоваться дыхательными масками и спасательными жилетами. Также, когда на табло загорается значок, напоминающий о необходимости пристегнуть ремни безопасности, нарушать это указание недопустимо, ведь далеко не факт, что посадка будет мягкой, поэтому не зафиксированный в кресле должным образом пассажир рискует получить травму.

Как выжить в авиакатастрофе: действия в небе

Крушения самолетов и другие инциденты часто заканчиваются трагически, однако в некоторых случаях действия экипажа позволяют предотвратить ЧП или минимизировать его последствия. К тому же, крайне важно, чтобы пассажиры тоже подключились к этим действиям – с момента, когда командир воздушного судна сообщает о возникновении нештатной ситуации.

В первую очередь, если во время полета что-то пошло не по плану, проводится инструктаж, и его цель – объяснить пассажирам порядок их действий при посадке, рассказать им о позах, которые нужно принять, напомнить о расположении аварийных выходов. Если он проведен правильно, это существенно повышает вероятность того, что удастся обойтись без жертв.

Второй момент – выбор среди присутствующих в салоне людей тех, кто будет помогать экипажу при эвакуации. Обычно это физически крепкие мужчины. Их задача – занять места у аварийных выходов либо расположиться рядом с теми, кому понадобится помощь. Пространство рядом с выходами должно быть освобождено, а потенциальные преграды на пути эвакуирующихся людей убраны.

Сами пассажиры должны подготовиться к эвакуации и снять все предметы, которые могут нанести травму: очки, заколки, зубные протезы. Если посадка совершается не в холодное время года, от обуви на каблуке также следует избавиться, так как она может повредить надувной трап. Если за бортом тепло, сковывающую движения одежду тоже лучше снять, как и потенциально горючую одежду из синтетических материалов.

Ручная кладь остается в самолете. Если есть время, бортпроводники должны поместить вещи под сидения кресел, чтобы избежать возможного падения предметов с полок и травмирования ими пассажиров.

Как выжить в авиакатастрофе: действия на земле

Если аварийный авиалайнер благополучно приземлился, пассажиры должны как можно скорее его покинуть. Руководство эвакуацией осуществляют члены экипажа, которые следят за соблюдением процесса и за тем, чтобы отдельные пассажиры его не задерживали. Российские нормативы предполагают эвакуацию в течение 90 секунд, а на каждую сотню пассажиров должно приходиться не менее двух выходов, которые остаются не перекрытыми при любом положении самолета. Какие из них использовать, решают бортпроводники в каждой конкретной ситуации. Их задача – следить, чтобы не возникало затора, а также перенаправлять пассажиров к менее загруженным выходам.

Эвакуировавшись с аварийного борта, пассажиры должны отдалиться от него, поскольку пожар может привести к взрыву. Также нужно освободить место для других эвакуирующихся. Членам экипажа предписывается покидать самолет в последнюю очередь.

"Чудо на Гудзоне" - аварийная посадка самолета А320 компании US Airways, при которой удалось полностью избежать жертв
"Чудо на Гудзоне" - аварийная посадка самолета А320 компании US Airways, при которой удалось полностью избежать жертв

Стоит отметить, что только 15 процентов катастроф обусловлены техническими неполадками, и в 5 процентах случаев влияние оказывают метеорологические факторы. 80 процентов – это человеческий фактор, и зачастую итоговое количество жертв напрямую зависит от действий членов экипажа и пассажиров. История авиации знает немало случаев, когда правильные и взвешенные действия членов экипажа спасали всех, кто находился на борту воздушного судна. И, напротив, ошибочные решения не раз оборачивались десятками жертв в относительно безобидных ситуациях.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.05.2019 11:10
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх