Версия // Общество // Как в Санкт-Петербурге сначала распилили трамвайные рельсы, а теперь ищут деньги на новые

Как в Санкт-Петербурге сначала распилили трамвайные рельсы, а теперь ищут деньги на новые

16592

Реанимация трамваю

Skylover13, CC BY-SA 4.0
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0, via Wikimedia Commons
В разделе

В новом генплане Санкт-Петербурга появилась мысль о реанимации... трамвая. Городские власти собрались открыть аж 50 новых трамвайных линий, а также 49 участков, где пойдет трамвай во второй половине XXI века. Не очень понятно, откуда возьмутся деньги на столь масштабные планы, тем паче учитывая то обстоятельство, что даже открытие новых станций метрополитена постоянно откладывается из-за финансовых проблем.

В генеральный план Санкт-Петербурга внесены поправки, предполагающие возвращение трамваю статуса второго по значимости общественного транспорта, практически конкурента метро. Шутка ли - 50 новых трамвайных линий и 49 участков, где в будущем планируют их проложить.

16 стрелок

Сейчас трамвайную сеть в северной столице трудно назвать эффективной. Она разобобщена и зачастую не справляется даже с функцией подвоза к станциям метро. Но так было не всегда. В конце 1980-х протяженность трамвайных путей составляла около 600 километров, на линию ежедневно выходило более 1500 вагонов. Этот вид транспорта в городе был востребован даже больше чем рейсовые автобусы, ему и памятник поставили на бывшей линии обороны в Автово. О популярности трамвая может свидетельствовать хотя бы тот факт, что, например, на углу Среднего проспекта, 8-й и 9-й линии на Васильевском острове когда-то было сразу 16 стрелочных переводов. За их оперативное переключение отвечал специальный дежурный, а пассажиропоток был такой, что пришлось проектировать новый 30-метровый трамвай с двумя силовыми и гибкими узлами сочленения.

Однако в середине 1990-х тогдашний губернатор Владимир Яковлев, как, впрочем, и многие главы других крупных городов, стали избавляться от трамваев, считая их неким анахронизмом. Начали с центра, демонтировав рельсы с самых востребованных для жителей маршрутов - с проспектов Литейного, Кирова (переименован в Каменноостровский), Стачек, с Университетской набережной, на улицах Тульской, Новгородской и много еще где. Кто-то подсчитал, что с 1996 по 2003 годы, пока Яковлев был у власти, сняли 65 километров рельсов. Конечно, следом начали закрываться и трамвайные парки, в том числе один из старейших в мире парк им. В.С. Смирнова, открытый в 1876 году. Горожане до сих пор попрекают за губернатора за это - не только из центра Петербурга, даже на Пискаревке (один из самых что ни на есть спальных, удаленных районов) умудрились «выпилить» трамваи. Вместо них до метро теперь ходят какие-то ржавые маршрутки.

Советское наследие

К сегодняшнему дню из всего советского наследния на родине российского трамвая (коей, к слову, является Санкт-Петербург) осталось 43 маршрута (включая четыре закрытых, вроде как временно) и чуть более 750 единиц подвижного состава. Самое значительное изменение, если проект генплана все-таки не останется на бумаге, состоит в возвращении трамвая на Большой проспект от Тучкова моста до набережной реки Карповки. По этому маршруту вагоны ходили издревле - в 1908 году был запущен электрический трамвай взамен конки, рельсы для которой были проложены еще до отмены крепостного права. Сейчас на Большом проспекте выделенка для автобусов и троллейбусов.

Нельзя сказать, что трамвай в Санкт-Петербурге совсем уж в изгое. Что-то делается, но как-то совсем уж по остаточному принципу, все больше программ, планов и постановлений. В начале века собирались купить 180 новых вагонов, купили в 10 раз меньше. Капитальный ремонт прописали 250 вагонам, а отремонтировали 34.

Сегодня на маршруты начинают поступать современные и комфортные модели 71−431Р, разработанные «Уралтрансмашем» специально для Санкт-Петербурга, но и с прицелом на экспорт. 71−431Р практически бесшумный, с низким полом, что удобно пожилым и маломобильным людям, и вмещает до 246 пассажиров - как маленький поезд метро.

Из проекта генплана с описанием планируемых линий
Из проекта генплана с описанием планируемых линий

И о метро

Кстати, о метро, которое «священная корова», и, конечно, всегда в приоритете среди общественного транспорта. В этом же генплане запланировано к 2040 году открытие 120 (!) новых станций метрополитена. Очевидно, на 50 новых трамвайных линий и 49 участков, где он планируется, денег потребуется не то чтобы миллиарды, десятки миллиардов рублей. Распилить и продать рельсы, это далеко по деньгам не столько же, как проложить новые. И вишенка на торте - открытие станций метро, которые планировалось открыть в 2022 году, перенесли на 2024 год, которые в 2023 году - на 2025-2027 годы. Спросите, по какой причине? Так денег нет. Откуда вдруг они появятся на трамвай, видимо, лучше спрашивать у специалистов по планированию.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.11.2023 20:50
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх