Версия // Бизнес // Вице-президент HOLODILNIK.RU Владимир Веселов о том, грозит ли России дефицит бытовой техники, как изменился рынок и что будет с ценами

Вице-президент HOLODILNIK.RU Владимир Веселов о том, грозит ли России дефицит бытовой техники, как изменился рынок и что будет с ценами

6140

«Монополии Китая не будет»

Владимир Веселов – о том, грозит ли России дефицит бытовой техники, как изменился рынок и что будет с ценами
(фото: Екатерина Кузьмина/РБК–ТАСС)
В разделе

Представитель компании, которая 20 лет назад стала пионером на рынке электронной коммерции в России, рассказал «Нашей Версии» о путях параллельного импорта и бенефициарах ухода западных брендов. По мнению Владимира Веселова, возможное «закрытие» Казахстана погоды не сделает. Наибольшую выгоду от всего этого получат китайские марки, локализовавшие производство в России, но не только они.

–До сих пор на витринах можно увидеть продукцию ушедших из России компаний Bosch, Apple, Samsung. Это параллельный импорт или старые запасы?

– Нет, старых запасов нет. По ходовым позициям их точно не хватило бы на полтора года работы. Все западные бренды на витринах – результат параллельного импорта.

– Может ли он полностью заместить объёмы техники, которые продавали ушедшие компании?

– С большим трудом, поскольку здесь мы сталкиваемся не только с волатильностью валютных курсов и сложной логистикой из-за санкций. Продукция, которая поступает по параллельному импорту, не всегда адаптирована для России, часто наблюдается отсутствие сервиса и регулярной поставки запчастей. С другой стороны, потребительский спрос на ушедшие бренды значительно изменился. В основном это обусловлено ростом розничной цены. Падение продаж, если сравнивать равнозначные периоды, по таким известным брендам, как Bosch, Electrolux, Miele, Samsung, Dyson и прочие, дошло до 90%, что говорит о потере интереса к этой продукции.

– Но кто-то её всё равно покупает. Не становится ли она «одноразовой»? Кто будет ремонтировать такую технику?

– Послепродажное обслуживание товара по параллельному импорту есть в любом случае, эта проблема ложится на продавца, который должен выполнить закон и удовлетворить требования клиента. Мы с нашим поставщиком определяем, как это работает – либо через компенсации, либо через гарантию на определённые сервисные центры. Понятно, что и это сказывается на конечной цене для потребителя.

– Что происходит с заменой ушедших брендов? Не придётся ли россиянам ночами стоять в очередях за пылесосами?

– Никакого дефицита сейчас быть не может. Понятно, что ушедшие бренды были самыми известными, но всё же наибольшая часть бытовой техники, которая продавалась у нас и раньше, производилась в Китае, России и Турции. Бренды, которые остались на полках без ограничений ассортимента и не поддержавшие санкции, стали в 2 раза дешевле параллельного импорта. При сопоставимом качестве и надёжности клиент «голосует рублём». В 2022 году мы видели, как один из крупнейших в мире китайских производителей Haier вышел в России на первые места по объёму продаж в большинстве категорий, в которых он представлен. Локализация производства сыграла здесь решающую роль. Холодильники, стиральные машины и много другой техники Haier производят на заводах в России, отсюда и более гибкий подход к ценообразованию. Они не стали резко повышать цены на фоне ухода конкурентов, а начали методично расширять свою долю на рынке.

По теме

– Стоит ли в этом году ждать существенного роста цен на бытовую технику оставшихся в России брендов?

– Резкого роста мы не ожидаем, но поскольку есть тенденция к постепенному повышению валютных курсов, вероятно, что цены могут подняться процентов на пять. Если, конечно, не будет резкого скачка курса с последующей паникой, как это было в феврале 2022 года. На локализованные производства курсы тоже оказывают влияние, поскольку расчёты за комплектующие проводятся в валюте. Китайский юань, как мы помним, жёстко привязан к доллару.

– Есть ощущение, что в России по-прежнему не доверяют китайской технике, считая её ненадёжной и недолговечной…

– Когда-то давно такое отношение, наверное, было справедливым, но теперь это устаревший взгляд. Многие китайские производители много лет выпускали продукцию по заказу того же Bosch, Hansa, Electrolux, Zanussi, и все были довольны. По факту многие клиенты просто не знают, что большинство продуктов отличается только шильдиком или внешним видом, а по факту это одно и то же с одного завода, пусть и китайского. Мы видим, что опасений, связанных с низким качеством китайских товаров, у клиентов нет.

– Не получится ли так, что после ухода западных и корейских брендов китайский Haier станет монополистом на рынке бытовой техники в России?

– Монополизма не получится, потому что сразу несколько крупных игроков попытаются воспользоваться ситуацией. Наряду с Haier укрепляет свои позиции турецкий Arcelik (в России представлен брендами Beko, Hotpoint, Indesit, Grundig), имеющий полный цикл производства в Липецке и Киржаче по стиральным машинам и холодильникам, а также китайский Hisense (представлен брендами Hisense, Gorenje, Asko, Toshiba), который на сегодня не имеет локализации производства в бытовой технике, но активно присматривается к заводам ушедших или приостановивших деятельность брендов. И Haier, и Arcelik воспользовались ситуацией в 2022 году и нарастили свои доли на рынке, в крупных категориях товаров и стали № 1 и № 2. По сути, они стали бенефициарами всей этой ситуации.

– Хватит ли у них производственных мощностей, чтобы и дальше продолжать в том же духе? И стоит ли России ожидать дополнительных инвестиций со стороны китайских и турецких брендов бытовой техники?

– Заводы Haier, расположенные в Набережных Челнах, имеют ресурс для производства бытовой техники, исчисляемый миллионами штук в год, Arcelik после приобретения завода покинувшей РФ Whirlpool Group имеет ещё большие мощности, нежели Haier. Инвестиции идут не только в части производства. Большинство брендов на сегодня смотрит в сторону развития собственной фирменной розницы, где клиент получает не только возможность купить всё в одном месте, но и определённые преференции, касающиеся постпродажного сервиса, доставки, установки и пр. Например, HOLODILNIK.RU является основным оператором фирменных магазинов Haier в России. Под нашим управлением до конца 2023 года ожидается открытие ­около 45 магазинов по всей стране.

– Недавно о запуске собственных брендов техники объявил и маркетплейс Wildberries. «Яндекс» и «Сбер» продают свои телевизоры и «умные» колонки. Компания планирует конкурировать с ними на этом поприще?

– Мы стараемся не отставать от тенденций рынка. Два года назад в парт­нёрстве с представительством Zugel разработали довольно широкий ассортимент бытовой техники – холодильники, посудомоечные и стиральные машины, духовки, плиты и т.д. – и стали первым дистрибьютором этого бренда в России. К концу 2021 года продукция начала поступать на склады, в 2022 году бренд показал неплохие результаты: продажи только в собственных каналах приблизились к четверти миллиарда рублей при минимальном маркетинговом бюджете.

– Техника Zugel производится в России?

– Для производства продукции Zugel используются заводы, расположенные как в России, так и в Китае и Турции.

– Вернёмся к параллельному импорту. Казахстан – важный канал поставок. Что будет, если он перестанет действовать из-за давления на Астану её западных партнёров?

– Параллельный импорт идёт не только из Казахстана. Да, с ним удобно работать, поскольку страна входит в ЕАЭС, но эксклюзивности в параллельном импорте у него никогда не было.

– Через какие ещё страны везут бытовую технику в Россию?

– Через Турцию и, кстати, Европу. На удивление, очень много техники идёт из Польши. Тут такая ситуация… Параллельный импорт через эти страны у нас уже был. В конце 2000-х рынок начал резко «обеляться», в России появились нормальные представительства западных брендов. Параллельные схемы перестали приносить доход в прежних объёмах, про них подзабыли. А в прошлом году все подняли свои старые контакты и из той же самой Европы начали эту технику возить. Это же бизнес – если можно заработать, заработают и поляки, и остальные. Так что здесь турки даже не лидируют, они дороговаты по логистике. Да, путь через Польшу могут закрыть. Но сейчас тот спрос, который остался на западные бренды – на Bosch, на Electrolux, – он удовлетворяется. Только на каждом этапе происходит наценка, и товар становится просто неразумно дорогим. Когда они захотят вернуться, рынок будет уже поделён между другими производителями и места им может не найтись.

Справка

HOLODILNIK.RU – российский интернет-магазин, специализирующийся на продаже электроники и бытовой техники отечественного и зарубежного производства. Проект является пионером российского рынка электронной коммерции. По данным Data Insight, компания входит в ТОП-10 игроков онлайн-рынка бытовой техники в РФ.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.06.2023 13:11
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх