Версия // Общество // В России игрушки захотели признать товаром первой необходимости

В России игрушки захотели признать товаром первой необходимости

4872

Играть со своим

В России игрушки захотели признать товаром первой необходимости
(фото: pxhere.com)
В разделе

Российские сенаторы предлагают сделать игрушки товаром первой необходимости и тем самым помочь российским производителям нарастить свою долю на рынке. В 2021 году объём рынка, несмотря на условия пандемии, вырос на 5 процентов, при этом российские производители занимают всего 25 процентов.

Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова считает, что игрушки российского производства могли бы занять 80 процентов отечественного рынка, но добиться таких показателей против нынешних 30 процентов без помощи со стороны государства нельзя. В беседе с «Известиями» она отметила, что сенаторы предложили кабину изучить возможность включения игрушек в число непродовольственных товаров первой необходимости. Также авторы инициативы предлагают разработать программу «Игрушки и товары для детства».

Эти и другие предложения были сформированы по итогам работы Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина, входящая в состав совета, пояснила, что на сегодняшний день доля российских производителей на рынке игрушек не превышает 27 процентов, а в некоторых сегментах отрасли она ещё меньше. Ведущий эксперт рынка игрушек NPD Russia Ирина Седова отводит под российских производителей всего 25 процентов рынка. Она объяснила, что подсчитываются российские производители, которые изготавливают игрушки под своим именем, при этом не обязательно в России. Такие занимают лишь 25 процентов рынка, остальное – крупные зарубежные бренды.

Ирина Седова пояснила, что в последние годы долы отечественных производителей на рынке игрушек стабильна. Крупные иностранные бренды, такие как Lego, Hasbro и Mattel, удерживают позиции благодаря возможности поддерживать стабильный ассортимент и лояльные цены. В период карантина повышенным спросом пользовались именно товары иностранных представителей рынка, например, конструкторы и настольные игры для семейного отдыха.

Российские продавцы, в свою очередь, делали хорошие продажи на пазлах и наборах для творчества, удерживая занятые ранее позиции. Тем не менее, 25 процентов рынка – это всё же небольшая доля, считают эксперты.

Совет также принял решение о разработке мер по предотвращению производства и распространения контрафактных детских товаров. Согласно различным оценкам, доля контрафакта на рынке может достигать от 25 до 40 процентов.

Авторы инициатив предлагают стимулировать закупки российских товаров с привлечением средств бюджета, например, в рамках госпрограмм. Предлагается также увеличивать спрос на такие товары в рамках поддержки российских семей. В число мер поддержки производителей может войти расширение списка товаров с НДС 10 процентов и внедрение механизмов развития индустрии детских товаров в программах развития промышленности регионов.

Помощь производителям через семьи

Антонина Цицулина считает, что российским производителям нужны системные и долгосрочные программы поддержки инвестпрограмм, реализуемых ими в области модернизации и развития производства, подготовки кадров, внедрения новых технологий. Эксперт выразила надежду, что программы оснащения системы образования простимулируют спрос на товары. При этом она считает, что самой долгосрочной и эффективной мерой поддержки стала бы имущественная помощь семьям с детьми. «социальные» рубли преобразуются в «промышленные», и на эти деньги производители смогут расширять свои мощности и выпускать новые товары.

По теме

Ирина Седова напомнила, что российским производителям приходится конкурировать с зарубежными гигантами, в распоряжении которых есть более широкие возможности для внедрения инноваций, рекламы, значительный бюджет. Инновации весьма значимы на рынке игрушек, так как каждый год на нём появляется 20-30 процентов новых товаров. Российским компаниям трудно угнаться за этим темпом: процесс внедрения новинок довольно долгий. Зарубежные гиганты справляются с этими трудностями быстрее.

Пандемия не приостановила рост рынка игрушек. В 2021 году его рост по отношению к прошлому году составил около пяти процентов, отметил эксперт NPD Russia. Выяснилось, что рынок растёт в стоимости, но падает в количестве продаваемых товаров, так как люди стараются покупать такие игрушки, которые будут интересны их ребёнку долгое время. Такую реакцию на кризис эксперты считают вполне естественной. Родители в сложной экономической ситуации стараются экономить на необязательных товарах, в число которых входят недорогие игрушки. Кроме того, детей попросту становится меньше, и необходимость в покупке игрушек отпадает.

Чему научит игрушка

Лидия Гумерова отметила, что необходимо добиться приоритета российской продукции над зарубежной не только из экономических соображений. Российские игрушки выигрывают как средство воспитания, транслирующее ценности. Игрушка помогает ребёнку социализироваться, войти в культуру своей страны, передавая ценности, присущие российскому обществу. Таким образом, благодаря играм с российскими игрушками ребёнок может получить тот же бэкграунд, что его старшие родственники.

Есть универсальные игрушки – мячики, конструкторы и т.д., а есть сегмент, к примеру, куклы, которые привязаны к контексту культуры, в которой растёт малыш. С помощью этих игрушек ребёнок проигрывает различные сюжеты, окружающие его формы общения. Доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ Екатерина Клопотова в беседе с газетой отметила, что превалировать должны игрушки, транслирующие ценности родной культуры. Эксперт выступила за внедрение психологической экспертизы игрушек, которая пока в России представлена не слишком широко.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.01.2022 19:30
Наверх