Версия // Общество // В 1975 году на палубу американского авианосца «Мидуэй» совершил посадку самолет с южновьетнамским летчиком и его семьей

В 1975 году на палубу американского авианосца «Мидуэй» совершил посадку самолет с южновьетнамским летчиком и его семьей

2980

История одной эвакуации

В 1975 году на палубу американского авианосца «Мидуэй» совершил посадку самолет с южновьетнамским летчиком и его семьей
В разделе

История почти всех войн, в которых принимала участие американская армия во второй половине ХХ – начале XXI века заканчивалась эвакуацией. И если вывод военных, как правило, проводился организованно, то эвакуация гражданских лиц, которые не хотели оставаться в стране без американских солдат, всегда происходила трагично. Последний по времени пример – уход американцев из Афганистана. Начиналась же череда уходов с Вьетнама.

В этой статье мы расскажем об операции «Порывистый ветер», в ходе которой на палубу американского авианосца садились не только вертолеты с беженцами, но и легкомоторный самолет «Цессна».

Неожиданный для Америки, но закономерный финал

История Вьетнамской войны широко освещена в Интернете, желающие могут прочитать. О начале этой войны, её формальном поводе, смотри статью «Испугались собственной паники». Сверхдержава, спровоцировавшая войну с небольшой страной, неожиданно для себя столкнулась со стойкостью вьетнамцев. О некоторых эпизодах этой кровопролитной десятилетней войны смотри статьи «Взрыв в Сайгоне» и «Морская «Тропа Хо Ши Мина»». За всю войну ВВС США и палубная авиация американского флота сбросили на Вьетнам 6,7 миллиона тонн авиабомб – в 2,5 раза больше, чем союзники сбросили во время Второй мировой войны на фашистскую Германию. Но потом небо над страной закрыли 60 дивизионов советских ЗРК С-75 «Двина» и истребители МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21. Вначале расчеты ЗРК и летчики были советскими военнослужащими. По советским данным (разные источники называют различные цифры), зенитчики, воевавшие на С-75, сбили над Северным Вьетнамом около 2 тысяч самолётов, в том числе от 35 до 48 стратегических бомбардировщиков В-52 Американская армия воевала во Вьетнаме с 1964 по 1972 годы. 27 января 1973 года США подписали унизительное для сверхдержавы Парижское соглашение, в соответствии с которым в апреле 1973 годы последние части американской армии покинули Вьетнам. Но война продолжалась. По отработанному в Корейской войне сценарию, воевать с коммунистами Вьетнама должна была армия Южного Вьетнама. Такой сценарий лишь на два года отсрочил финал. Армия Северного Вьетнама приближалась к Сайгону – столице Южного Вьетнама. Последний год войны – 1975 год – начался с попытки 2-го армейского корпуса Южного Вьетнама провести операцию против партизан и частей Демократической Республики Вьетнам – ДРВ – в Аннаманских горах. Итог – из 60 000 солдат было уничтожено 40 тысяч. За этим последовал разгром 1-го армейского корпуса в портовом городе Дананг на побережье Южно-Китайского моря. В апреле начался штурм Сайгона. 18-я пехотная дивизия «рейнджеров» Южного Вьетнама с 9 по 22 апреля сдерживали натиск армии ДРВ, давая возможность начать эвакуацию. Президент Южного Вьетнама Нгуен Ван Тхиеу сбежал в США, обвинив Америку в предательстве. В городе началась паника. Надо сказать, что в 70-е годы ХХ века в США по-другому относились к своим союзникам, поэтому командование армии США приняло решение о проведении эвакуации, которую назвали операция «Порывистый ветер».

«Порывистый ветер»

По теме

Эвакуации подлежали сотрудники американского посольства в Сайгоне (полностью) и гражданское население города (как получится). Американцы тщательно продумали весь процесс. В рамках операции «Порывистый ветер» была сформирована 76-я оперативная группа ВМФ – Task Force 76. В её состав входили 2 авианосца USS «Hancock» CVA-19 и USS «Midway» CVA-41, флагманский корабль 7 флота USS «Blue Ridge» LCC-19, 2 ракетных крейсера USS «Oklahoma City» CLG-5 и USS «Worden» CG-18, 8 эсминцев, 3 больших десантных корабля, 13 военных транспортов и 14 гражданских транспортов, которые были зафрахтованы Пентагоном для эвакуации. Корабли были сосредоточены в море, на расстоянии 30-40 км от побережья Южного Вьетнама. Собственно говоря, эвакуация проводилась и до этого, пока аэродромы в окрестностях Сайгона находились под контролем армии Южного Вьетнама. Но наступил момент, когда все аэродромы оказались захвачены Народной армией Вьетнама. После этого, операция «Порывистый ветер» вошла в свою решающую фазу. Она проводилась морскими пехотинцами при поддержке вертолетов СН-46 и СН-53. Однако очень скоро стало понятно, что всех вьетнамцев, желающих покинуть Сайгон и Южный Вьетнам и уехать в США, забрать не получится. Эвакуация длилась два дня – 29 и 30 апреля. Закончилась она за несколько часов до того, как части Северного Вьетнама взяли под полный контроль Сайгон. Полеты транспортных вертолетов не встретили никакого противодействия Народной армии. За последние два дня операции было потеряно несколько вертолетов. Эвакуировали 1 737 граждан США и 5 596 граждан других стран, в основном Южного Вьетнама. Если говорить обо всей эвакуации, то за апрель американцы вывезли около 50 тысяч человек, а всего, после провозглашения Социалистической республики Вьетнам в США разными путями прибыли 138 000 беженцев из Южного Вьетнама.

Подробности вьетнамского исхода

Центром эвакуации стала крыша американского посольства в Сайгоне. Весь мир обошли кадры, как многотысячная толпа штурмует здание посольства, чтобы попасть на крышу. По силе эмоций, эти кадры не уступают съемкам недавней эвакуации американцев из Афганистана. Майор Джеймс Кин, командир морпехов, охранявших американское посольство, вспоминал: «Каждый размахивал документами и письмами, подтверждавшими «сопричастность» к США. Один пожилой вьетнамец, работавший мойщиком посуды в баре для офицеров ВВС на авиабазе в Плейку, показывал всем письмо, написанное каким-то сержантом: «Господин Нха, предъявитель данного письма преданно служил делу свободы в Республике Вьетнам». Неожиданно возникла проблема. Во дворе посольства росло огромное тамариндовое дерево, мешавшее пилотам вертолетов производить посадку своих машин на крышу посольства. Посол Грэхэм Мартин категорически отказался срубить дерево, считая, что это нанесет урон престижу Америки. Только после прямой угрозы генерала Кери прислать боевой вертолет «Апач», чтобы тот пулеметным огнем срубил «проклятое дерево», посол согласился на это. В посольстве скопилось несколько тысяч вьетнамцев, включая женщин и детей. Сначала их действительно эвакуировали на вертолетах, но 04-30 утра 30 апреля поступила команда заблокировать здание посольства, чтобы вьетнамцы не могли попасть на крышу. После этого приказа эвакуировали только американцев. Вывоз вертолетами с крыши посольства был, скажем так, официальным, при проведении операции «Порывистый ветер». Было еще несколько точек в городе, откуда улетали вертолеты. Но таких точек было мало. В СССР не очень много рассказывали и показывали кадры, что происходило на кораблях 76-й оперативной группы, принимающих эти вертолеты. А там так же бушевали страсти.

Посадка «Цессны» на авианосец «Мидуэй»

По теме

Как мы уже говорили, американское командование тщательно продумало проведение эвакуации. По этому плану вертолеты доставляли людей на два авианосца. А небольшие катера принимали десантные корабли, военные и гражданские транспорты. Если с эвакуацией по морю, в общем-то, план выполнялся, то с перевозкой по воздуху сразу возникли проблемы. Дело в том, что на палубу авианосцев садились не только американские вертолеты, чьи рейсы контролировались службами полетов авианосцев, но и многочисленные вертолеты ВВС Южного Вьетнама. Они также были забиты людьми, и никак не подчинялись командам диспетчеров, а просто садились на палубу. Что интересно. Южновьетнамские летчики не хотели совершать на своих вертолетах челночные рейсы, и, посадив свою машину на палубу авианосца, просто покидали вертолет. Из-за такого поведения американские вертолеты просто не могли произвести посадку на авианосцы. Поэтому южновьетнамские машины сбрасывались в море. Некоторым южновьетнамским вертолетчикам, после высадки пассажиров приказывали взлететь и совершить посадку на воду рядом с авианосцем. Пилотов подбирали спасательные катера.

Майор южновьетнамских ВВС Буанг Ли (Ly Bung, или Buang-Ly по другой транскрипции), командир 114-й разведывательной эскадрильи, вместе с женой и детьми стоял в очереди на эвакуацию у американского посольства в Сайгоне. Когда стало понятно, что вьетнамцев эвакуировать больше не будут, он решил всё-таки попасть на авианосец, но другим путем. Майор с семьей смогли приехать на аэродром, который пока еще не контролировался вьетнамскими коммунистами. Сев в спортивную «Cessna» O-1E «Bird Dog» (это была двухместная машина, так что 5 детей – младшему 8 месяцев, старшему 6 лет – стали небольшим, но перегрузом. Младший был на коленях жены, а остальные дети находились в багажном отсеке самолета), Буанг Ли взлетел и взял курс в сторону моря. Где находятся американские корабли Буанг Ли не знал, но ему повезло в первый раз – в воздухе он увидел вереницу вертолетов, летевших в сторону моря явно к американскому авианосцу. Долетев до «Мидуэя», Ли включил посадочные огни, и трижды заходил на посадку, но сесть на палубу не мог, так как она была заставлена вертолетами. Тогда во время третьего захода он сбросил на палубу свой ремень с кобурой, в которую была вложена записка: «Подвиньте, пожалуйста, вертолет на другую сторону, я могу сесть на палубу, у меня топлива еще на час. Пожалуйста, спасите меня. Майор Буанг, жена и 5 детей». С авианосца сбросили дымовую шашку в море. В воздух поднялся спасательный вертолет – до летчика «Цессны» (а радиосвязи с ней не было) пытались донести мысль, что нужно садиться на воду. Но потом со спасательного вертолета сообщили, что в кабине пилота несколько человек. Майору крупно повезло во второй раз в тот день. Командир авианосца Lawrence Chambers Лари Чамберс (бывший морской летчик и первый негр в американском флоте командир авианосца) принял решение сбросить в море несколько вертолетов Bell UH-1 «Iroquois» – многоцелевые вертолеты, которые так же использовались при эвакуации. Это был беспрецедентный приказ – каждый вертолет стоил тогда 10 миллионов долларов. Также с палубы убрали аэрофинишеры – «Цессна» при посадке могла скапотировать. Буанг Ли посадил свой самолет на палубу авианосца. Он и его семья была спасена. Командующий группировкой кораблей США в Южно-Китайском море адмирал Вильям Харрис впоследствии сказал, что не знает случаев, когда карьера командира американского военного корабля продолжалась бы успешно после такого уничтожения дорогостоящей военной техники. Но теперь повезло командиру авианосца. Чтобы скрыть фактический провал операции «Порывистый ветер», в СМИ поступила команда рассказать об этом случае в позитивном ключе. Фотография, где экипаж и добровольцы сбрасывают с палубы авианосца вертолет в море, облетел весь мир. Но в этих публикациях никто не вспоминал, что десятки тысяч беженцев погибли в море, пытаясь на утлых лодках достичь американских кораблей.

Заключение

Авианосец USS «Midway» CVA-41 сегодня – корабль-музей в Сан-Диего. В его ангаре посетители могут увидеть «Cessna» O-1E «Bird Dog», которую командир авианосца Лари Чамберс приказал сохранить. О дальнейшей судьбе бывшего майора Буанг Ли известно мало. Он получил американское гражданство, жил где-то во Флориде. Последнее фото с ним датируется 2014 годом. Его дочери получили медицинское образования, а сыновья служили в армии, якобы в ВВС. Бывшему командиру авианосца «Мидуэй» Лари Чамберс сейчас 94 года. В 2016 году он давал интервью американскому телевидению.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.09.2024 15:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх