Версия // Колумнисты // Спасти русскую «Джоконду»

Спасти русскую «Джоконду»

2394
Михаил Миндлин, директор Музея имени Андрея Рублёва
В разделе

Патриарх Кирилл сообщил, что президент решил отдать РПЦ знаменитую икону «Троица». Музейщики предупреждают, что та может не выдержать переезда в храм и осыпаться.

Я в своё время высказывал не очень популярное среди моих коллег мнение, что если произведение создавалось для конкретного храма, конкретного иконостаса, конкретного архитектурного интерьера, то будет справедливо, если оно туда вернётся, таким образом восстанавливая архитектурно-художественный ансамбль, частью которого это произведение являлось. Но здесь одно совершенно обязательное условие: оно может туда вернуться только в том случае, если будут созданы условия для его сохранности! В итальянских храмах мы можем увидеть произведения Беллини, Тинторетто, Эль Греко и так далее. Но есть и памятники, которые категорически не выдаются из музеев мира вследствие их сложного состояния, из-за невозможности должного обеспечения их сохранности. И Рублёвская «Троица», конечно, относится к этой категории особо ценных памятников. Ведь это не просто выдающийся памятник национальной и общемировой художественной культуры, это, если хотите, уже бренд России. Мало кто в мире знает других художников древнерусского искусства, кроме Андрея Рублёва. Рублёв – это как Толстой, как Достоевский, Чехов, Прокофьев, Шостакович, как гимн, как герб. Все же знают, как содержится в Лувре «Джоконда». А Рублёвская «Троица» – это и есть русская «Джоконда».

В храме, в отличие от музея, весьма сложно создать необходимые условия для сохранности памятника. Во время церковных праздников там собирается огромное количество народа, люди дышат, вентиляция не справляется, из-за этого открываются окна и двери. Кроме того, повышенная влажность и перепады температуры могут зависеть просто от погоды, даже независимо от времени года. Это очень опасно для памятника культуры, потому что колебания температуры и влажности приводят к отставанию грунта и красочного слоя.

Поэтому Рублёвскую «Троицу» и приходится экспонировать в особой бронированной витрине-капсуле, где поддерживается бесперебойный температурно-влажностный режим. А это значит, там должны быть электронные системы для обеспечения работы капсулы плюс для безопасности иметься какие-то резервные системы – прямо как в ядерном реакторе или как в операционной, где пациент подключён к приборам искусственного дыхания и на всякий случай имеются резервные генераторы электричества. Политически решение передать «Троицу» в Лавру разумно, потому что учитывает интересы верующих людей, относящихся к иконе как к чрезвычайно значимому предмету религиозного культа. Ну а музейное сообщество в основном против. К сожалению, профессиональное сообщество и та незначительная интеллектуальная часть населения, которая относится к «Троице» именно так, составляют несоизмеримо малую часть социума и поэтому в данном случае проигрывают.

Рублёв – это как Толстой, как Достоевский, Чехов, Прокофьев, Шостакович, как гимн, как герб. Все же знают, как содержится в Лувре «Джоконда». А Рублёвская «Троица» – это и есть русская «Джоконда»

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.05.2023 12:20
Комментарии 0
Наверх