Искать деньги у спонсоров теперь необязательно, есть много других способов их собрать. Всё большую популярность в России набирает краудфандинг – сбор средств в Интернете.
Модель краудфандинга довольна простая: автор проекта озвучивает сумму, необходимую для его реализации, время на сбор денег и награду пользователям, поддержавшим его деньгами. Если необходимая сумма набрана за указанное время, все пользователи, изъявившие желание поддержать проект, сбрасываются с помощью Amazon Payments, а после получают свои награды. Если же проект так и не смог набрать нужную сумму – никто не сбрасывается. Среди проектов доминируют фильмы, музыка и компьютерные игры – на их долю выпадает больше половины всех успешно завершённых проектов. Причём порой речь идёт не о любительских инициативах, а о вполне себе профессиональных.
Культовый сериал «Вероника Марс» в своё время был закрыт после третьего сезона, причём закончить историю создателям не удалось, так что история о девочке-детективе оборвалась буквально на полуслове. Режиссёр Роб Томас долгое время думал о том, каким образом завершить сюжет, предложив снять полнометражный фильм. Однако денег на него ни одна киностудия давать не спешила. Лишь Warner предложила создателям и актёрам самим собрать за месяц 2 млн долларов. Тогда режиссёр и исполнительница главной роли Кристен Белл обратились за помощью к фанатам сериала по всему миру. Для того чтобы собрать нужную сумму, им потребовалось всего
10 часов. Спустя два дня на счету лежало уже 3 млн долларов, которые и пошли на производство «Вероники Марс». В Голливуде и во всём мире это посчитали началом новой эпохи. Конечно, на блокбастер типа «Мстителей» или «Аватара» таким способом денег не соберёшь, да и киностудии сами с удовольствием на них раскошелятся, а вот собрать деньги на небольшой фильм, особенно если у него уже есть база фанатов (продолжение фильма, сериала, книги, игры), вполне возможно.
В России уже тоже есть кинопроект, успешно собравший достаточно внушительную сумму на краудфандинговой платформе. Фильм «Двадцать восемь панфиловцев» режиссёра Андрея Шальопы не имел спонсоров и государственной поддержки. Это вынудило создателей прибегнуть к поиску средств среди простых пользователей Интернета. В итоге создатели фильма собрали больше 3 млн рублей, сумев реализовать один из наиболее удачных краудфандинговых проектов в российском кинематографе.
«Я думаю, нам удалось привлечь такое внимание потому, что у нас сейчас потребность в утраченных идеалах, голод, который испытывают россияне по подобному кино, – уверен режиссёр Андрей Шальопа. – А испытывают они его потому, что нет продукта, который его утолил бы. Хорошего фильма о войне не было последние лет 30». Съёмки ленты уже начались.
Не меньший ажиотаж вызвал и призыв скинуться на фильм о группе «Король и Шут». Вместо заявленных 510 тыс. рублей было собрано более миллиона. Почти 5 млн рублей удалось собрать и на создание фильма об Алтае «Счастливые люди». «Это кино совсем некоммерческое. Частным инвесторам такие проекты невыгодны. Если же в качестве инвестора выступит государство, то вместе с деньгами я получу и некий заказ, который придётся выполнять, – рассказал режиссёр Дмитрий Васюков. – Мне же хочется делать свои фильмы так, как считаю правильным я сам. И, судя по всему, эта моя позиция нашла поддержку у зрителей».
Генеральный директор российской краудфандинговой платформы Boomstarter (наш аналог самой известной зарубежной платформы Kickstarter) Евгений Гаврилин рекомендует устанавливать сбор любой суммы на 30-дневный срок. По его словам, если проект интересен публике и его правильно продвигать, он соберёт деньги за месяц. Если нет – вряд ли соберёт и за год. «Недостаточно просто опубликовать идею проекта и думать, что деньги сами упадут, этого не будет, – считает Евгений Гаврилин. – Первые 20% от нужной суммы лучше вообще собирать через друзей и знакомых, потому что, если незнакомый человек заинтересуется твоим проектом, но увидит нулевые сборы, он вряд ли перечислит тебе деньги. Он будет полагать, что твой проект вряд ли соберёт нужную сумму, а значит, не осуществится».
В общем, система краудфандинга в России работает весьма успешно. Не постеснялись собрать на подобных платформах деньги и такие именитые кинофестивали, как «Артдокфест» и Международный фестиваль современного кино «2morrow/Завтра». Специалисты говорят, что краудфандинг в России будет только развиваться. Кстати, за недолгую историю существования главные и пока единственные в России краудфандинг-сайты «Планета» и Boomstarter собрали на реализацию проектов фаундеров уже более 80 млн рублей.