Версия // Бизнес // Повышение цен на электронику через несколько месяцев заставит ретейлеров устроить распродажи

Повышение цен на электронику через несколько месяцев заставит ретейлеров устроить распродажи

2734

Затарились!

фото: ТАСС
В разделе

Нынешнюю потребительскую панику россиян наверняка смело можно будет вписать в какую-нибудь книгу рекордов. Конечно, перед новогодними праздниками традиционно возникает ажиотаж, однако заставить людей скупить буквально всё, не оставив даже последней заначки? История российского ретейла до настоящего времени таких прецедентов не знала. Виной всему резко понизившийся курс рубля. Однако продавцов, решивших воспользоваться этим и «срубить денег» с россиян, вскоре может ожидать разочарование.

Всё подорожает. Это словосочетание давно стало традиционным клише всех публикаций в СМИ, выходящих в конце каждого года и касающихся потребительского рынка. Далее обычно прогноз подкрепляется некоторыми экспертными оценками, предсказывающими, как правило, 20–30-процентный рост. Россия в этом смысле не уникальна: продавцы во всём мире пользуются горячей предрождественской и предновогодней порой, когда люди готовы даже по повышенным ценам скупать в магазинах буквально всё.

Однако нынешний сезон для России стал уникальным явлением, совпав с рекордным падением национальной валюты. Настолько, что уже появилось мнение: как минимум какая-то часть всего произошедшего была ловко срежиссирована. Ну а иначе как объяснить, например, тот факт, что массово инвестировать в покупку телевизоров россияне предпочли именно в магазинах «М-Видео», а не в каких-то иных?

Примечательно, что, например, некоторые информационные вбросы, похоже, делались целенаправленно через социальные сети типа Facebook* – ресурса, пользующегося особой популярностью у так называемого креативного класса, представители которого нередко являются платёжеспособными потребителями. К примеру, автору этих строк ещё в середине декабря один коллега на полном серьёзе рассказывал о том, что к нему поступила информация о введении скорых ограничений на хождение валюты, а также о том, что банки и рубли могут прекратить выдавать. Нетрудно догадаться, что «заначенные» этим самым коллегой 500 долларов на чёрный день были тут же потрачены в ближайшем торговом центре.

Распродажи не за горами

Что интересно, подобное поведение со стороны поставщиков, неоправданно завышающих цены, очевидно, было бы невозможно, если бы потребители ещё в прошлом году не начали бы сметать всё подчистую. «Это ведь всегда танец вдвоём. Если общество не напугано, то вы можете сколько угодно повышать цены, товары просто не будут покупать. А в декабре, посмотрите, радостно закупали даже то, что и не собирались», – говорит руководитель экспертной практики консалтинговой компании Reland Group Николай Григорьев.

Тем временем звучат прогнозы: войдя во вкус, ретейлеры скорее всего захотят повысить цены. Тем более, если курс рубля упадёт в очередной раз.

«Вопрос о подорожании товаров – это не только вопрос их реальной себестоимости. Но это ещё и вопрос ожиданий рынка, попыток снизить какие-то будущие рынки», – объясняет Николай Григорьев.

Только вот продавать свой товар им тогда будет решительно некому. Предновогодние панические распродажи в буквальном смысле слова вывернули людям карманы. Так что, возможно, в феврале-марте нас ещё ждут распродажи. «В кризис грамотный топ-менеджер компании думает не о том, как цены повысить, а как не разориться и сохранить долю рынка. А может быть, даже её расширить. Но это с прибылью никак не связано. Более того, для расширения доли рынка, возможно, так и вообще цены надо будет снижать», – отмечает эксперт. Другое дело, что в подавляющем большинстве компаний KPI (ключевые показатели эффективности) завязаны именно на рост прибыли. И вот будут ли эти каноны пересматриваться – большой вопрос.

По теме

В любом случае выход у продавцов будет один – чтобы не остаться совсем без оборотных средств, устраивать распродажи.

Гаджеты подорожают, но не сильно

Так что же будет с ценами на электронику? Производители электробытовой и компьютерной техники уже грозятся повысить цены на свою продукцию в 2015 году. Правда, пока что точно понять, какова в этих прогнозах доля пиара, призванного привлечь потребителей в магазины, а каково влияние объективных экономических факторов, не так-то просто.

По словам представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова, уже в январе могут подорожать телефоны, планшеты и кухонные комбайны. Меньше подорожает та техника, которая производится в России, – в ней импортная составляющая поменьше. Это, в частности, крупная бытовая техника и телевизоры. Сильнее подорожает мелкая кухонная техника, смартфоны и планшеты. То есть всё то, что в России вообще не производится.

Напомним, что, например компания Apple уже повысила цены на свою продукцию, в общей сложности рост цен на модные гаджеты составил 25%. Правда, спрос даже на подорожавшую продукцию, очевидно, чуть-чуть подогрели слова депутатов Госдумы, которые предложили вообще запретить продавать и пользоваться гаджетами этой американской фирмы. Такая вот своеобразная контрсанкция.

О росте цен на свою продукцию объявил и другой лидер рынка, компания Samsung. В частности, стоимость смартфона Galaxy Note 4 составит не 36 990 рублей, как ранее, а 39 990. Подорожает и планшет Galaxy Tab S10’5 LTE с 26 990 рублей до 29 990. Вместе с тем, как отмечают источники, близкие к российскому офису компании, прошедшее подорожание станет единственным и больше цены на продукцию Samsung меняться не будут. Если, конечно, не случится каких-нибудь особенных форс-мажорных обстоятельств.

Такая осторожность в повышении цен, судя по всему, связана с тем, что Samsung опасается потерять свою долю рынка в России. Оставаясь в 2014 году одним из лидирующих игроков, Samsung всё же весьма солидно потеснили новые игроки рынка, пока ещё только набирающие обороты: компании Lenovo и Asus. Аналитики уже предсказывают существенное падение доли рынка Samsung и в 2015 году – теперь компания наверняка постарается сохранить свои позиции, удерживая цену.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.12.2014 11:18
Комментарии 0
Наверх