Байкал можно смело назвать национальным достоянием России. Потому неудивительно, что существует отдельный федеральный проект – «Сохранение озера Байкал». Кроме того, Байкал фигурирует в различных концепциях развития туризма. Получается ли сохранять озеро и в то же время принимать на его берегах массы путешественников?
Байкал обогнал черноморские курорты по популярности среди туристов, выяснил Координационный центр правительства РФ. Правда, речь идёт пока не о реальных поездках, а о желании россиян посетить уникальное озеро. Существующий турпоток пока не очень большой: Иркутскую область за год посещают около 2 млн туристов, Бурятию – менее миллиона (для сравнения: один только город Сочи за год принимает почти 8 млн человек). Но если россияне, отрезанные от многих заграничных курортов, всё же массово поедут на Байкал, природе озера будет нанесён серьёзный ущерб. К тому же при путешествиях на Байкал пока не стоит рассчитывать на высокий уровень сервиса и комфорта. В этом на своём опыте убедился корреспондент «Нашей Версии». В цикле публикаций мы расскажем о развитии туризма и ситуации с экологией на берегах великого озера.
Опасные тропки
Остров Ольхон называют сердцем Байкала. Оказавшись на месте, понимаешь, что метафора эта родилась не на пустом месте. Но сейчас избежим описания красот природы острова и просто признаем: приезжающие на Байкал туристы будут стремиться в первую очередь посетить Ольхон. Уже сейчас на острове можно встретить путешественников из разных регионов России и множество интуристов из стран Азии.
Туристическая «столица» Ольхона – посёлок Хужир. Местное население здесь составляет около полутора тысяч человек. При этом каждый летний месяц в Хужире бывает около 15 тыс. приезжих. В итоге посёлок чем-то напоминает то ли цыганский табор, то ли долгоиграющую ярмарку. Постройки разномастны: какие-то вычурны, какие-то убоги. Здесь почти нет мощёных дорог – нужно ходить по песку. Какие-то улицы очень широкие, другие очень узкие. По ним бродят толпы пеших туристов и то и дело проносятся караваны УАЗов- буханок, поднимая облака пыли.
Почва на острове состоит из песка и суглинка. Она покрыта реденькой низкорослой травкой. Травка эта на тропинках вытаптывается очень быстро. А любая тропинка на склоне вскоре превращается в маленький каньончик, размываемый ручейком и выдуваемый ветром. Потому слоняющиеся туристы представляют явную угрозу для местной природы. Масштабы бедствия хорошо видны на мысе Бурхан (именно здесь находится скала Шаманка, притягивающая туристов). На вытоптанной подчистую почве уже появились огромные овраги, каждый дождь смывает по ним в Байкал частички глины.
На очистные сооружения для байкальских посёлков денег нет, а на VIP-курорты – есть
Власти обратили на это внимание. Подходы к Шаманке символически огородили, на «воротах» повесили информационные плакаты. По ним ясно, что меры начали принимать в 2020 году. Тогда людям предложили ходить по тропкам, ограниченным натянутыми канатами. Теперь сообщается о планах проложить по мысу экотропу (обычно экотропа в таких местах представляет собой настил из досок, по которым можно ходить, не вытаптывая почву). Но сегодня кажется, что за Бурханом, который имеет статус природного и исторического памятника и к тому же считается просто святым местом, никто не присматривает. Остатки ограничительных канатов втоптаны в землю, видны следы выпаса животных, а саму экотропу за четыре года строить так и не начали. Внутри огороженной территории на Бурхане с рук продают рыбу, работает прокат катамаранов. Словом, бизнес старается выжать максимум из потока туристов, которые приехали сюда, чтобы полюбоваться Шаманкой, представляющей собой действительно волшебное зрелище. И, судя по всему, это у него получается. В кафе и сувенирных лавках от клиентов нет отбоя, а цены здесь не ниже московских, несмотря на простоту убранства и сервиса. Тем удивительнее, что у местных не нашлось средств, чтобы построить пару сотен метров экотропы, дабы спасти Бурхан.
Спасительное бездорожье
Впрочем, Бурхан хотя и знаковое место, но в масштабах Ольхона его проблема ничтожна. Все дороги на острове – сплошная беда. Накатанная грунтовка после вымирания травы быстро приходит в негодность, после чего водители накатывают рядом новую дорогу. В итоге параллельно могут идти три-четыре-пять дорог, каждая из которых является очагом деградации почвы. Чтобы остановить это безобразие, власти построили от Хужира до парома на материк 40-километровую дорогу с твёрдым покрытием. Но построили так ужасно, что передвижение по ней – просто мучение. Путника ждёт час непрерывной тряски. И очевидно, что проблема с почвами всё равно не решена: по сторонам от насыпи образуются овраги. Пожалуй, единственное достоинство этой дороги состоит в том, что она сдерживает поток туристов: не каждый автовладелец решится убивать на ней подвеску своего автомобиля.
Впрочем, если у создателей этой горе-дороги и был тайный умысел, то совсем другой.
В 2020 году региональные власти выплатили подрядчику за реконструкцию 40-километровой дороги от парома 198 млн рублей, хотя фактически работы были выполнены, похоже, лишь на участке протяжённостью 600 метров. В прошлом году по этому поводу возбудили уголовное дело. Экс-директор «Дирекции автодорог» Иркутской области Юлия Гордина по аналогичному коррупционному делу ждёт суда.
Все коррупционные схемы, породившие дорожный ад Ольхона, вряд ли разоблачены. А тем временем на острове начался новый этап освоения средств – скандальную дорогу начали покрывать асфальтом. На участке в черте Хужира установили поребрики, устроили твёрдое и ровное основание. На этом бы и остановиться, ведь понятно же, что смола от асфальта будет загрязнять почву и рано или поздно окажется в Байкале. Но процесс запущен, первые контракты на сотни миллионов рублей уже разыграны. Основной подрядчик на нынешнем этапе – подконтрольная областным властям Дорожная служба Иркутской области. Всего на асфальтирование ольхонских дорог в ближайшие три года планируется потратить примерно 7 млрд рублей.
Думается, для организации транспорта в таком уникальном месте нужны нестандартные решения. В конце концов, тротуары можно сделать из деревянных настилов, а важнейшие улицы мостить брусчаткой. К парому логично проложить железную дорогу (пусть даже на конной тяге, если не получится с аккумуляторными электровозами), а передвижение автотранспорта по острову жёстко ограничить. Но вряд ли стоило ждать подобных нестандартных шагов от местной власти. Пока она действует исходя из бюрократических шаблонов. Очередное подтверждение того – мусорный коллапс, случившийся на острове этой весной, о котором мы расскажем в следующей публикации.