Москва – один из передовых городов мира по развитию общественного транспорта и внедрению в этой сфере цифровых технологий. Столичные власти регулярно улучшают метрополитен, делают современными поезда, строят новые станции, обновляют парк электробусов и трамваев, развивают парк речных электросудов, разрабатывают новые технологии для оплаты проезда. Каких изменений пассажирам ждать в новом году?
Московский метрополитен известен на весь мир благодаря не только уникальному внешнему виду – у каждой станции свой стиль и история, – но и своему удобству. И его продолжают развивать.
Растущие ветки метро
Так, до 2030 года власти столицы планируют построить 71,4 километра линий метро, 31 станцию и 5 электродепо. Об этом в своём официальном telegram-канале рассказал мэр Сергей Собянин. «В 2024 году построили 17,4 километра линий и 8 станций метро. События года – открытие движения по новой Троицкой ветке и станции «Потапово» Сокольнической линии», – написал он. А в 2025 году к открытию готовятся ещё четыре станции: «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ». Кроме того, поезда метрополитена становятся более современными и удобными. В марте 2024 года запустили новую модель состава «Москва-2024». Поезд стал удобнее для пассажиров за счёт более широких сидений, дверей, увеличения вместимости, USB-зарядок на поручнях и шумоизоляции.
«Москва является безусловным лидером по обновлению подвижного состава в пассажирском транспорте, и в частности метрополитена. С 2010 года средний возраст поезда метро снизился в 2 раза: с 24 лет до 12», – отметил Сергей Собянин. Он добавил, что уже в 2026 году планируется к выпуску состав «Москва-2026».
Не обошла стороной модернизация и систему оплаты.
С улыбкой на любом транспорте
Осенью 2021 года в метро впервые запустили оплату проезда по биометрии: пассажиру достаточно посмотреть на камеру – и «вход открыт». Позже оплату поездки таким способом внедрили на МЦК, речном транспорте и аэроэкспрессах. А с мая 2024 года система начала работать на МЦД – к сервису подключили по одному турникету на станциях Нахабино, Площадь трёх вокзалов, Лихоборы и Зеленоград-Крюково. Всего к биометрической системе подключено более 110 тыс. турникетов, и это только начало. В 2025 году такой способ оплаты станет доступным на всех турникетах метро и в наземном городском транспорте.
Среди других видов транспорта Москва может похвастаться первыми в мире электросудами, работающими круглый год. Первый регулярный водный маршрут, связавший Киевский вокзал с причалом «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной, в июне 2023-го открыл президент России Владимир Путин. Через год по решению Сергея Собянина маршрут был продлён до «Парка Фили». Появилось несколько новых причалов (всего 9) общей протяжённостью 12 километров. Второй 9-километровый маршрут ЗИЛ – Печатники заработал в сентябре 2023-го, а через год на нём открылись три новых причала – «Нагатинский», «Затон Новинки» и «Коломенская набережная».
А в 2025-м появится третий маршрут: Новоспасский – ЗИЛ. Также в распоряжении гостей и жителей столицы есть электробусы. Сегодня в парке более 2,3 тыс. экологичных машин. С 2018 по 2024 год благодаря электробусам удалось избежать около 190 тыс. тонн выбросов углекислого газа в атмосферу. Салоны комфортные: удобные кресла, зарядки для гаджетов, информационные табло и климат-контроль.
Кстати
Весной прошлого года в Москве приступили к тестированию первого в России беспилотного трамвая. Это технология полностью отечественного производства на основе искусственного интеллекта, с камерами, датчиками и радарами. Первый этап тестирования благополучно завершён: трамвай проехал больше 2,4 тыс. километров с пассажирами и без них, ни разу не нарушив правила дорожного движения. Сейчас идёт второй этап – пока для подстраховки в кабине находится водитель. До конца года планируется полностью передать управление искусственному интеллекту.