Версия // Культура // «Невыносимая тяжесть огромного таланта» и «Где Анна Франк» – обзор новинок кино

«Невыносимая тяжесть огромного таланта» и «Где Анна Франк» – обзор новинок кино

3450

ПостКейдж

«Невыносимая тяжесть огромного таланта» и «Где Анна Франк» - обзор новинок кино
В разделе

Очередными новинками, добравшимися до наших рук, стали: комедийный постиронический боевик «Невыносимая тяжесть огромного таланта» и европейский семейный драматический мультфильм «Где Анна Франк».

Невыносимая тяжесть огромного таланта

(16+)

Реж. – Том Гормикэн

В ролях – Николас Кейдж, Педро Паскаль, Тиффани Хэддиш, Шэрон Хорган, Пако Леон, Нил Патрик Харрис, Лили Мо Шин, Алессандра Мастронарди, Джейкоб Скипио

Производство – США

Криминальный комедийный боевик, созданный режиссером и сценаристом Томом Гормикэном. Единственный фильм в послужном списке режиссерских работ Гормикэна – это не особо успешная молодёжная комедия «Этот неловкий момент».

В центре истории – Николас Кейдж (Николас Кейдж), популярный актер, который ныне испытывает финансовые, семейные и творческие трудности. Однажды через своего агента (Нил Патрик Харрис) Николас получает предложение посетить день рождения одного мексиканского миллионера по имени Хави (Педро Паскаль). Гонорар за появление Кейджа на празднике – семизначный. Он без задней мысли отправляется на роскошную виллу Хави, который оказывается ярым поклонником Кейджа. Лишь по прошествии нескольких дней, когда на Ника выходят агенты ЦРУ (Тиффани Хэддиш), он узнает, что Хави – не миллиардер-аграрий, а глава крупного наркокартеля, замешанный в серии жестоких преступлений…

«Невыносимая тяжесть огромного таланта» в некотором роде проект гениальный. Это выражается не в художественном плане, а в самом подходе к созданию фильма. Картина Гормикэна – постмодернистский шедевр, который выводит постиронию в большом кино на новый уровень. Не в разовых гэгах, а в самой концепции фильма, отодвигая сюжет на второй план. Чтобы понять крутость этого фильма, надо быть хоть немного в курсе карьеры Николаса Кейджа.

Будучи племянником культового режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, Ник не захотел пользоваться привязкой к фамилии знаменитого родственника, взяв после двух дебютных фильмов себе псевдоним Кейдж. С начала восьмидесятых будущая звезда начала своё восхождение на голливудский Олимп. Подробно творческий путь Кейджа заслуживает не одной статьи (а то и целой монографии), поэтому мы расскажем вкратце. В девяностых Николас уже был одним из самых высокооплачиваемых и популярных актеров фабрики грёз. «Скала», «Воздушная тюрьма», «Без лица», «Угнать за 60 секунд» – сделали Кейджа героем блокбастеров, а драма «Покидая Лас-Вегас» принесла первый и единственный Оскар. Актер принимал участие в самых разнообразных фильмах – от триллеров до мелодрам, одинаково хорошо играя героев и злодеев. Манера актерской игры Кейджа – неповторима, в ней легко разглядеть штрихи немого немецкого кино 20-х годов – эпохи расцвета экспрессионизма, и немного безумия в позитивном понимании этого слова. Деньги лились рекой, но с ростом гонораров росли и потребности нашего героя. Кейдж приобрел себе, помимо бесконечных предметов роскоши, кучу самой разнообразной недвижимости – от островов до замков. Непомерные траты заставили актера влезть в долги, а там подоспела и налоговая служба, что в совокупности с колоссальными тратами ввело Кейджа в огромные долги. Это случилось примерно в середине нулевых, заставив актера принимать все предложения о съемках. Шедевры в его фильмографии уступили место проходняку, а со временем и откровенному шлаку. Кейдж начал вляпываться в любой проект, куда его приглашали, лишь бы платили гонорар. К середине десятых карьеру ставшего мемом актера уже считали похороненной. Но Кейдж не был бы так горячо любим фанатами по всему миру, если бы не взял себя в руки и не стал чуть более разборчиво подходить к выборам проектов. Да, шлака всё еще оставалось много, но стали попадаться и перспективные проекты.

В 2017 году Кейдж отменно исполнил главную роль в психоделическом триллере «Мэнди». Широкая публика фильм приняла холодно, но поклонники жанра едва ли не придали ленте культовый статус. В 2018 году Кейдж принял участие в озвучке замечательного мультфильма «Человек-паук: Через вселенные». В 2020 была еще одна озвучка в «Семейке Крудс: Новоселье». А в 2021 вышел драматический триллер «Свинья», который тепло приняли критики, отметив талант исполнителя главной роли. Таким образом, можно сказать, что сейчас карьера актера переживает ренессанс в самом прямом смысле этого слова. Конечно, это не означает, что проекты типа: «Между мирами», «Старые счеты», «Цвет из иных миров», «Кокаиновый барон», «Джиу-джитсу: Битва за Землю» и прочие остались в прошлом. Тем не менее очень надеемся на то, что Кейдж расплатится с кредиторами и перестанет влипать в подобную халтуру.

«Невыносимая тяжесть огромного таланта» могла бы получиться неплохим одноразовым комедийным боевичком, если бы не имела такой прочной привязки к реальному человеку. Сценарий фильма даже не претерпел бы существенных изменений. Только вот Ник Кейдж, который играет Ника Кейджа, окутывает фильм густым слоем постиронии, в которой грань между реальным актером и художественным вымыслом расплывается. И смотреть на это до безумия интересно, даже несмотря на линейность и банальность самого сюжета.

Сама история – простой криминально-шпионский боевик, хорошенько приправленный комедией, горой отсылок, неплохими гэгами и щепоткой драмы. Конечно для зрителя первостепенными являются юмор и отсылки, потому что во всем остальном фильм намеренно слаб. Но всё что касается комедийной части, выполнено превосходно.

Дуэт Кейджа и Педро Паскаля смотрится отлично. В развитие их дружбы верится, чего уже давненько не замечали в большом кино. Обычной дружбы двух взрослых мужчин с не самой простой судьбой. Без всяческих подтекстов. И насколько бы не был хорош в своей роли Паскаль, но Кейдж в этом фильме отрывается по полной. Местами он отпускает свою дикую экспрессию на волю, что сходу отсылает зрителя к его лучшим ролям. И это работает каждый раз. Режиссер Том Гормикэн умело использует харизму Кейджа там, где это надо. А чего стоит появление в кадре омоложенной версии актера – в его галлюциногенных воспоминаниях!

«Невыносимую тяжесть огромного таланта» можно назвать оммажем творчеству и меметичности Николаса Кейджа. Удивительно, но сам актер был непричастен к проекту. Напротив, он отклонил несколько предложений сняться в этой картине, разглядев в ней пародию на самого себя. Лишь только после беседы с Томом Гормикэном, Кейдж осознал замысел фильма и согласился в нём сняться. Будь на его месте иной актер – фильм получился бы на несколько голов ниже, ибо кроме «Кейджева наследия» в массовой культуре ему «бить» по зрителю особо и нечем.

Эпикриз: если вам нравится хотя бы пара фильмов с Николасом Кейджем – смело смотрите это кино, вы не пожалеете. Да, это совсем не шедевр в обычном понимании этого слова. Это не высокое кино и не талантливый экстремальный артхаус. Но работа Гормикэна – это прекрасный пример того, как талантливый актер может стать колоритнейшим персонажем сам по себе. Фильм размывает тонкую грань нереальности, оставляя после себя приятное ощущение и хорошее настроение.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта» (2022), реж. – Том Гормикэн.

Где Анна Франк

(12+)

Реж. – Ари Фольман

В ролях – Себастьян Крофт, Руби Стоукс, Майкл Мэлоуни, Эмили Кэри, Скай Беннетт, Ари Фольман, Нелл Барлоу, Ральф Проссер

Производство – Бельгия, Люксембург, Франция, Нидерланды, Израиль

Европейский драматический мультфильм, рассказывающий исторические события. Режиссером фильма стал Ари Фольман («Сделано в Израиле», «Вальс с Баширом», «Конгресс»).

Действие мультфильма происходит в наши дни. В квартире Анны Франк в Амстердаме со страниц ее дневника, в котором девушка описывала собственные переживания во время Второй мировой войны, сходит в наш мир Китти – воображаемая подруга Анны. Именно с Китти она общалась на страницах своего дневника, ставшего в наше время одной из самых популярных книг. Китти, появившись в нашем мире, ничего не знает о своей подруге Анне. Она покидает квартиру, взяв с собой дневник, чтобы понять, куда пропала Анна Франк.

Европейская мультипликация уже давно отошла от четкой ориентации на детско-юношескую возрастную группу. Независимые аниматоры из Европы год за годом выпускают фестивальные мультипликационные картины, способные посоревноваться с артхаусными лентами. «Где Анна Франк» можно отнести к этой группе картин, но с оговоркой – мультфильм хоть и рассказывает взрослую историю, проводя исторические параллели, но больше нацелен на молодую аудиторию. В частности, на тех, кто не знает историю Анны Франк.

Картина рассказывает две истории: одна – это приключения Китти, которая ищет Анну и знакомится с нашим миром, вторая – история самой Анны: её переезд в убежище, и жизнь в постоянном страхе оказаться в руках нацистов. Это сопоставление настоящего и прошлого поднимает главную проблему фильма – усвоило ли нынешнее поколение печальные уроки Второй мировой. Для этого режиссер вводит в сюжет африканских беженцев, которые скрываются на улочках Амстердама так же от депортации, как во времена холокоста это делали еврейские семьи. В том числе семья Анны Франк. Возможно, создатели намеренно перебарщивают – ну нельзя сравнивать отношение европейских властей к беженцам сегодня и политику намеренного уничтожения еврейского (а также цыганского, польского и славянского) населения во времена Третьего рейха. Тем не менее авторы делают акцент на результатах – для многих беженцев депортация на родину, где идет война, может обернуться смертью. Собственно, в этом и заключается мораль мультфильма. Авторы прямым текстом от лица Китти обращаются к европейским властям, чтобы те были гуманнее и ни за что не повторяли ошибок прошлого.

Что касается внешнего вида, то лента вышла обаятельно живописной. Двумерная картинка местами гармонично соседствует с 3D анимацией. Визуал фильма, в особенности задники, больше тяготеет к ретро-анимации (в том числе и советской), нежели к современным голливудским анимационным блокбастерам. В то же время нельзя сказать, что работа Ари Фольмана делает революцию в жанре 2D анимации (как соратники по европейской мультипликации в лице «Клауса» или «Аркейна»).

Эпикриз: «Где Анна Франк» в очередной раз убеждает зрителей не забывать печальные уроки XX века. Рекомендовать этот мультфильм мы можем всем как раз из-за этого. Называть улицы, театры, школы и мосты именем Анны Франк – это хорошо, но еще лучше помнить то послание, которое осталось на страницах её дневника.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.05.2022 17:00
Комментарии 0
Наверх