Классики индастриала и прародители Rammstein («они – Laibach для подростков, мы – Rammstein для взрослых», - соглашаются музыканты), словенцы Laibach выпустили за последние 38 лет немыслимое количество музыки, но не сбавляют оборотов!
Laibach («Ла́йбах» — от немецкого названия «Любляны») — югославский (ныне словенский) музыкальный коллектив, один из самых известных исполнителей, работающий в стиле «Индастриал». В музыке и концертных выступлениях группы присутствуют элементы милитаризма и тоталитаризма.
Laibach оказали огромное влияние на мировую музыку и развитие жанров индастриал и мартиал-индастриал. По заявлению участников группы, именно они «сделали Rammstein»!
Laibach был сформирован в июне 1980 года в небольшом промышленном городе в центре Словении, специализирующемся на добыче угля. В качестве названия участники группы выбрали немецкий вариант именования столицы Словении, Любляны. В то время коллектив сотрудничал с арт-группой Irwin и театром Rdeči Pilot. В сентябре группа Laibach создала свой первый проект «Красные районы» (словен. «Rdeci revirji»), бросающий вызов политической структуре города того времени.
Проект был запрещён ещё до его открытия за «неправильное и безответственное» использование чёрных крестов художника Казимира Малевича. Группа не смогла появиться на сцене, хотя это и вызвало протест прессы. Вскоре призыв на военную службу разбрасывает членов группы по всей стране, однако даже в этих условиях им удается организовать выставку своих графических и музыкальных работ в Белграде летом 1981 года.
Первое живое выступление группы, под названием «Žrtve letalske nesreče» («Жертвы авиакатастрофы»), состоялось 12 января 1982 года в Любляне, на сцене клуба FV. Затем последовали выступления в Белграде и Загребе. Эти концерты инициируют повышенный интерес полиции к творчеству группы по причине использования милитаристических приёмов в своих представлениях.
Более чем через десять лет записи этих концертов будут скомпонованы в альбом «Ljubljana-Zagreb-Beograd», на котором можно будет услышать голос Томажа Хостника, поэта и музыканта, одного из основателей Laibach, который во многом определил стиль и идеологию группы. В то время критики характеризовали музыкальный стиль группы как «индустриальный рок».
На своих концертах музыканты использовали граммофоны, радиоустройства и различные электронные инструменты. Для усиления реализма группа использовала настоящие военные дымовые шашки, причиняя определённое неудобство аудитории.
Летом 1983 года группа впервые выступает с телевизионным интервью в телепрограмме «TV Tednik». Интервью получилось довольно провокационным и вызвало широкую реакцию общественности, что вылилось в запрете правительством концертов группы и использования ей названия «Laibach». В ноябре и декабре этого же года Laibach проводит концерты в Европе вместе с британской группой Last Few Days. В ходе тура было отыграно 17 концертов в 16 городах 8 стран, как в Восточной, так и Западной Европе. В декабре 1984 года группа анонимно выступает с концертом в Любляне.
В 1984 году Laibach вместе с группой художников Irwin и театральной труппой Scipion Nasice Sisters организует неформальную организацию «Новое словенское искусство» (нем. «Neue Slowenische Kunst», NSK). На сегодняшний день наиболее значимыми членами этого движения являются Laibach, Irwin, Noordung, Студия нового коллективизма, Отделение чистой и прикладной философии, а также множество более мелких подразделений, которые появляются и исчезают по мере надобности. Организация NSK получила достаточно большое развитие в Словении и даже организовала собственное непризнанное государство, разработав собственные паспорта, посольства, марки и тому подобное.
В некоторых странах Европы ради экономии ресурсов было принято решение ограничить температуру в парламентах и органах власти. Из-за этого многие чиновники вынуждены участвовать в заседаниях в верхней одежде.
В апреле 1985 года на лейбле ŠKUC выходит дебютный альбом коллектива «Laibach». По причине официального запрета на использование названия Laibach, на обложке отсутствуют поясняющие надписи и присутствуют только изображения чёрного креста и распятой на нём человеческой фигуры. В том же году выходит сборник «Rekapitulacija 1980—1984», ставший первым альбомом группы, получившим международное признание.
Далее вышли альбомы «Nova Acropola» и «Opus Dei» (1987 года) ознаменовавшие определённый сдвиг в звучании Laibach. В феврале 1987 года группа даёт первый официальный концерт в Словении со времён запрета 1983 года. Выход дальнейших альбомов сопровождается обширным концертным туром по Европе и Америке. В декабре 1990 года группа впервые даёт концерт в своём родном городе (на термоэлектростанции) ознаменовав одновременно десятилетие Laibach и основание NSK State.
В девяностых и «нулевых» годы группа активно концертирует по всему миру (в том числе они не один раз выступали в России), играет на множестве фестивалей. Laibach продолжает участвовать в постановке спектаклей, в выставках изобразительного искусства, создании документальных фильмов и книг. Музыканты живут и работают в Любляне.
В 2006 году вышел альбом «Volk» (с нем. — «народ», словен. волк), все 14 песен которого вдохновлены национальными гимнами Нового Словенского искусства и 13 государств мира: Германии, США, Великобритании, России, Франции, Италии, Испании, Израиля, КНР, Японии, Югославии, Турции и Ватикана. Интерес представлял тажке альбом «Favourite Songs» с каверами известным многим композиций («Across The Universe», «Final Countdown», «In The Army Now» и пр.) исполненными в присущей музыкантам неповторимой манере.
В 2008 году вышел альбом «LAIBACHKUNSTDERFUGE», представляющий собой индастриал-переработку произведения Иоганна Себастьяна Баха «Искусство фуги». В марте 2011 группа снова приехала в Россию, выступив в «ГлавКлубе». В феврале 2014 года вышел альбом «Spectre».
Группа не имеет постоянного состава — он меняется в зависимости от концертной программы. Поэтому ни на одном концерте Laibach нельзя увидеть на сцене одновременно всех музыкантов, перечисленных ниже. Многие из музыкантов ранее принимали участие в проектах-предшественниках команды, либо параллельно выступают в других формациях.
Специально для читателей «Нашей Версии» предлагаем ознакомиться с составом группы, который играл на их концертах в середине «нулевых». Предполагаем, что некоторых из перечисленных ниже музыкантов, мы увидим в Москве 2018 года:
• Милан Фрас (словен. Milan Fras) — вокал. Один из основателей группы.
• Иван Новак (словен. Ivan Novak) — бэк-вокал, светотехник, электроника. Также участвовал в программе KunstDerFuge. Один из основателей группы.
• Мина Шпилер (словен. Mina Špiler) — клавишные, бэк-вокал. Также выступает в группе Melodrom.
• Янез Габрич (словен. Janez Gabrič) — ударные. Также участвовал в программе KunstDerFuge.
• Лука Ямник (словен. Luka Jamnik) — клавишные, электроника. Также участвовал в программе KunstDerFuge.
• Рок Лопатич (словен. Rok Lopatič) — клавишные, электроника
По поводу своих философских умозаключений сами музыканты «нагородили» много чего в различных комментариях и интервью. Поэтому разобраться в их построениях непросто. На критику в пропаганде тоталитаризма в свой адрес, иногда вяло огрызались, что они, дескать, имеют в виду «совсем другое», разоблачают милитаризм и способствуют раскрепощению духа. Что у них на самом деле в головах, знает, наверное, сам Заратустра, который также умолчал об этом)).
В целом, музыканты Laibach (как раньше) сохраняют интерес к авангардным экспериментам. Так, в 2017 году дискография группы пополнилась альбомом «Also Sprach Zarathustra». Эта пластинка (мировое турне в поддержку которой докатилось до России аккурат к 30-летию известного российского звукозаписывающего лейбла «Feelee») начиналась как саундтрек к театральной постановке по мотивам одноименного - «Так говорил Заратустра» - magnum opus Фридриха Ницше.
Но в итоге все «вылилось» в абсолютно самостоятельный проект, лишний раз напоминающий о том, что вместо пиротехники у «Rammstein для взрослых» - всамделишный огонь!
Концерт Laibach намечен к проведению 11 октября в московском «ГЛАВCLUB GREEN CONCERT» (Орджоникидзе,11). Зрелище обещает быть отменным!