В «Сбере» сообщили, что с помощью нейросети собираются восстановить текст сожжённого Гоголем тома «Мёртвых душ». Получается, искусственный интеллект теперь может заменить даже гениальных писателей?
Искусственный интеллект – это, конечно, огромный прорыв в развитии технологий. И инициатива восстановить погибший том «Мёртвых душ» выглядит интересно. Тут, кстати, надо понимать, что методика восстановления утраченных текстов в принципе существовала и прежде. Например, некоторые великие образцы античной литературы некогда были реконструированы филологами всего лишь по отдельным сохранившимся фрагментам. Есть и отечественный пример – «Слово о полку Игореве». Подлинник XII века мы на самом деле в глаза не видели и сейчас имеем дело с восстановленным текстом, который появился благодаря интеллекту филологов. Так что будет интересно посмотреть, как с «Мёртвыми душами» справится искусственный интеллект.
Но, что бы ни говорили, заменить живого писателя компьютерная программа никогда не сможет. Стать самостоятельным автором – это дело другое. Скажем, есть авторы Иванов, Петров и будет автор какой-нибудь GPT-Бимбо-15. Но и это – внимание! – произойдёт только тогда, когда у искусственного интеллекта появится собственная свободная воля. Когда у него будут собственные эмоции и мотивы что-то написать. А также собственное чувство конкурентности. Иными словами – когда ИИ станет самостоятельным субъектом действия, когда человек окажется не властен отключить нейросеть от сервера и выдернуть вилку из розетки. А поскольку это в обозримом будущем вряд ли возможно, вопрос о замене живого писателя искусственным интеллектом не стоит. Даже так называемый литературный негр, будучи отпущен на волю, может написать собственное произведение и выйти на рынок. А нейросеть – нет. Она машина, которая получает задание от человека. Чат Джипити, будучи отключённым от сети, не сможет сам позвонить издателю и сказать «я тут задумал один роман». Только у живого человека, писателя, есть конкурентность, эмоции, детские травмы, неисполненные желания, переживания, социальные, имущественные, сексуальные проблемы, которые он и пытается решать, создавая свои произведения.