Версия // Общество // Генералы создают новый имидж армии или осваивают миллионы?

Генералы создают новый имидж армии или осваивают миллионы?

3621

Показательное наступление

3
В разделе

Трудно не заметить возросшую активность Минобороны в организации массовых акций. Одновременно идёт наступление и в соцсетях. Кажется, что военные изо всех сил формируют новый образ армии. Но он вызывает много вопросов у консервативно настроенных граждан. Что за этим стоит?

Сюжет: Армия

Начальник отдела по работе с гражданами военного комиссариата Ленинградской области полковник Юрий Хромов накануне 8 Марта призвал девушек оставлять в комментариях аккаунты бывших ухажёров и пообещал: «Мы их встретим на призывных пунктах».

Не менее впечатляющим получился перформанс, который был организован несколько дней спустя. Самый большой военно-транспортный самолёт в мире Ан-124 «Руслан» переделали в летающую ледовую арену. На разошедшемся в интернете видео запечатлена попытка поиграть в хоккей прямо внутри фюзеляжа огромного самолёта. Авторы этого проекта так и не объяснили, для чего это было сделано. Зато неофициальных версий появилось множество. По одной из них, российские военные рассчитывают попасть в Книгу рекордов Гиннесса, проведя хоккейный матч в воздухе. Предполагают, что в нём может принять участие сам министр обороны Сергей Шойгу.

Эти новости из мира армейского креатива легко укладываются в уже наметившийся стиль использовать любой повод, чтобы «хайпануть».

«Нашествие» на танках

Как видно, Минобороны в последнее время активно отслеживает популярные тенденции и всё чаще пытается играть с молодёжью на их площадках. Однако не всегда выходит гладко.

Несколько лет подряд военные принимали участие в рок-фестивале «Нашествие». Они демонстрировали боевую технику, устраивали полосу препятствий и даже разворачивали призывной пункт, где можно было записаться в контрактники. В целом ничего плохого – армии всего мира стараются показать себя с лучшей стороны, тем самым повышая престиж военной службы. Вопрос лишь в понимании чувства меры и стиля. Военные явно перестарались, превратив музыкальный праздник в выставку вооружений. Поначалу миролюбиво настроенные музыканты по этому поводу ограничивались шутками с тонкими намёками. Но в конце концов лидер группы «Тараканы» Дмитрий Спирин высказался прямо со сцены:

«Если бы те, кто привёл на это поле танки, хотели мира, они бы развесили рядом с ними окровавленные бинты, кишки, мозги, слёзы матерей, выкопали бы братские могилы... Чтобы мы могли точнее понять, что делает оружие».

В результате скандала Минобороны ретировалось: в 2019 году фестиваль прошёл без его участия. Но не исключено, что после отмены карантинных мер милитаристская пропаганда среди рокеров возобновится в прежнем формате.

Впрочем, желание засветиться на рок-фестивале можно объяснить. Ведь не всех гостей праздника можно считать убеждёнными пацифистами. Вот на их внимание и рассчитано военизированное шоу. Однако время от времени доходит до того, что военные структуры делают яркие жесты просто ради медийного шума. К примеру, в 2015 году один из самых высокооплачиваемых телеведущих мира Джереми Кларксон был уволен с Би-би-си, где вёл суперпопулярную автомобильную программу Top Gear. История вышла грязная: зазвездившийся шоумен напал с кулаками на своего продюсера. И в это время руководство военной телерадиокомпании «Звезда» пригласило британского телевизионщика к себе на работу. Причём поспешило сообщить об этом всему миру. Знающим людям изначально было очевидно, что «Звезда» вряд ли могла удовлетворить финансовые запросы строптивого англичанина. Да и его разнузданные манеры вряд ли соответствуют образу гос­канала. Разумеется, история с трудоустройством Кларкса в Москве закончилась ничем. Правда, о «хайпанувшей» «Звезде» написали ведущие российские СМИ. Не ради этого ли всё и затевалось?

По теме

И снова на Рейхстаг

Пожалуй, самый крупный проект, направленный на привлечение внимания мирных граждан к армейской тематике, это военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке. На площади в 54 квадратных километра расположено множество музеев. В них даже можно пострелять из симуляторов танкового и авиационного вооружения. Группам предлагают игры, имитирующие ситуацию уличного боя, где врагов забрасывают пластиковыми ядрами. Здесь же расположена «Партизанская деревня». Её посетители могут ощутить, какой была жизнь партизан по время Великой Отечественной войны.

Однажды неуёмная тяга к историческим реконструкциям закончилась громким международным скандалом. На театрализованных учениях в 2017 году юнармейцы штурмовали макет Рейхстага. В ответ депутаты бундестага выразили недоумение: почему в современной России дети репетируют атаки на немецкие административные здания?

Напомним, что характер пропаганды, исходящей от военного ведомства, кардинально изменился с приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу. Министерский департамент культуры, который раньше проводил мероприятия, стал «креативить» невиданные до этого инициативы. Были запущены крупные военно-исторические, патриотические и культурные проекты. Минобороны стало проводить всеармейские фестивали «Армия России» и «Армия-джаз» (военных биг-бендов), участвовать в акциях «Ночь в музее», «Библионочь» и «Ночь искусств». Есть даже конкурс военной вышивки «Суровая нитка», в котором регулярно принимают участие художники, мастера и любители вышивки со всей России.

Сложно сказать, насколько всё это поднимает престиж Российской армии среди граждан или скрашивает тяжёлые будни солдат. Но очевидно, что деньги по этим направлениям осваиваются немалые. Правда, далеко не все цифры предаются гласности. А те, что всё-таки публикуются, поражают воображение. Известно, к примеру, что на создание парка «Патриот» Минобороны выложило около 20 млрд рублей. И сейчас по всей стране создаются его филиалы.

Как Минобороны работает над своим имиджем

  • В 2019 году рэпер Тимати представил линию одежды от своего бренда Black Star, разработанную совместно с магазинами «Армия России». Коллекция в стиле милитари вызвала множество споров: одним футболки с надписью «Сирия» пришлись по душе, другие же называли вещи уродством, обвинив Тимати в пропаганде войны.
  • Тогда же Минобороны заявило о намерении создать военную киностудию для съёмок художественных фильмов про армию. Такое практиковалось в Советской армии. Прошло уже два года, но пока никаких заметных фильмов военные режиссёры не сняли.
  • Ведомство преуспело в возведении памятников на армейскую тематику. В Воронеже появился военный почтальон, в Ярославле – военный финансист, а вокруг основного здания Минобороны как грибы после дождя выросли десятки скульптур, изображающих сцены из кинофильмов. Причём качество исполнения отдельных памятников вызывает множество споров.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник

– Заигрывание военных с молодёжью началось уже довольно давно. Делается это, конечно, не от хорошей жизни, а чтобы повысить призывной ресурс, который в последние годы заметно снизился. Генератором идей, по всей видимости, выступает Военно-политическое управление. Оно попробовало использовать советские методы, но стало ясно, что в нынешней ситуации они почти не работают. Теперь пытаются играть на площадках, которые использует молодёжь. Порой у них это получается, но временами выглядит несколько гротескно. Например, хоккейный матч на борту военного Ан-124 «Руслан». Хотя, возможно, я отстал от жизни и не понимаю молодёжь так, как её понимают современные генералы. При этом всё же опасаюсь, что такие акции будут иметь краткосрочный эффект. Привлечённые ими призывники, столкнувшись с армейскими реалиями, в большинстве случаев разочаруются.

Александр Владимиров, президент Коллегии военных экспертов России, генерал-майор

– Методы Минобороны можно критиковать. Например, совершенно избыточным было создание «Юнармии», которая дублирует ДОСААФ. Но тем не менее на сегодняшний день это единственное ведомство в России, которое работает с молодёжью и зачастую у них это получается. Правда, по моему мнению, нужно больше внимания уделять непосредственно подготовке призывников.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.03.2021 09:30
Комментарии 17
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх